Дата-центры в Китае станут инфраструктурой цифрового юаня?
На Китай приходится важная доля мирового рынка криптовалют. С одной стороны, именно в этой стране добывается большинство биткоина и производится основная часть аппаратуры для майнингна. С другой – власти КНР последовательно борются с криптовалютой. На фоне слухов о скором окончательном запрете майнинга в Китае (рекордно обваливших "биток" в начале 2018 г.), Народный банк этой страны возглавил финансист, в 2013 г. назвавший биткоин "вдохновляющим". Какую игру ведет Поднебесная с "криптой" – читайте в материале Накануне.RU.
Во второй половине прошлого года в КНР находилось 51% майнинг-пулов, в этой стране сконцентрирован 81% хэшированных вычислительных мощностей биткоина. Для сравнения, в Исландии – 5%, в Японии и Чехии по 3%, в Индии – 2%.
Важным центром майнинга в Китае являются горные районы на западе провинции Сычуань, где присутствуют такие условия, как относительная слабозаселённость, холодный климат и наличие дешёвой электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями на горных реках. Одним из основных центров майнинга в Китае называют Мабянь-Иский автономный уезд городского округа Лэшань данной провинци, где рядом только с одной небольшой ГЭС действует более 6 тыс. непрерывно работающих майнеров. В другом округе – Кандине бизнес по производству криптовалют организовали китайцы-эмигранты, вернувшиеся в КНР из Австралии. Для экономии на прокладке линий передач майнинг-фермы строятся прямо на электростанциях.
Зачастую гидроэлектростанции продают дата-центрам излишки электроэнергии, которые технически не могут подать в государственные энергетические сети. Более того, есть случаи, когда ГЭС сами закупают оборудование для майнинга.
Кроме того, центры майнинга находятся в провинции Шаньси и автономном районе Внутренняя Монголия, где есть месторождения угля. Но даже дешёвая энергия угольных ТЭЦ не может конкурировать с гидроэнергетикой.
Сети для майнинга – это, по сути, огромные вычислительные мощности, распределенные по всему миру, а главным образом, в Китае. Они выполняют определенные операции – хэширование, якобы производство операций позволяет "добывать" биткоин, на самом деле уместна и другая аналогия – с обычной оплатой проделанной работы такими символическими электронными деньгами.
Центры майнинга в КНР
Несмотря на то, что в Китае активно добывается сам биткоин и на то, что криптовалютная лихорадка поспособствовала росту продаж видеокарт, монетарные власти КНР намерены бороться c цифровыми деньгами. Зачастую именно новости из Поднебесной "топят" биткоин, обвал начала 2018 г. произошел после неподтвержденных сообщений в прессе о том, что в КНР собираются запретить майнинг. Financial Times писала, что группа из нескольких китайских ведомств, в которую входит Народный банк Китая, уже проинструктировала власти провинций активно руководить выходом компаний, находящихся на их территории, из бизнеса по добыче биткоинов. Однако до сих пор такого запрета не последовало. Тем не менее, именно с тех пор основная криптовалюта последовательно падала с 16 тыс. долларов почти вдвое (если не брать более ранее декабрьское падение, когда сыграл так называемый "потребительский" фактор – обладатели "битка" перед Новым годом расставались с ним, чтобы закупиться к Новому году).
Но недавно прошло назначение на пост главы директора Народного Банка Китая, им стал "сторонник криптовалют" И Ган. Он сменил Чжоу Сяочуаня, возглавлявшего банк с 1997 г. И Ган с 1980 по 1994 гг. учился и работал в США и получил там степень доктора экономических наук, а с 1997 г. работал в Народном банке КНР.
В ноябре 2013 г. на одном из экономических форумов И Ган рассказал, что с точки зрения НБ в ближайшее время не представляется возможным признать законность биткоина. В то же время операции с криптовалютой – это своего рода операции купли-продажи в интернете. Также И Ган указал, что биткоин является "очень специфичным" и "вдохновляющим". Такое заявление было расценено некоторыми инвесторами как обнадёживающее – не признавая законности биткоина, китайские монетарные власти отказались вмешиваться напрямую в деятельность рынка криптовалют.
Позже, 26 августа 2016 г., И Ган принимал участие в саммите G20, где рассказал, что использование блокчейн-технологий будет способствовать повышению эффективности использования финансовой инфраструктуры.
В мае 2017 г. И Ган и Чжой Сяочуань принимали участие в конференции, где Чжоу Сяочуань, рассказывая о блокчейне, упомянул, Народный банк поощряет развитие платёжных технологий, но цифровые активы и блокчейн могут иметь непредсказуемые последствия.
Наконец, в конце января 2018 г. И Ган в интервью изданию "Китайские финансы" напомнил, что биткоины зачастую используются для отмывания денег, поэтому центробанку надо уделять внимание контролю на этом направлении.
Таким образом, И Гана вряд ли можно однозначно назвать сторонником биткоина. Вдохновлённый им пять лет назад, он начал со временем относиться к криптовалютам гораздо настороженнее.
Экономист, профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов в разговоре с Накануне.RU отметил, что в истории с криптовалютами чиновник теперь представляет позицию не только Народного банка Китая, но и партии, и государства. Эти вопросы в Китае обычно обсуждаются на самом высоком уровне и там же принимаются соответствующие решения.
Эксперт подчеркнул, что в КНР кампания по искоренению криптовалютной деятельности ведётся по крайней мере последний год, при этом роль частных мнений принимать во внимание не стоит: "Здесь достаточно бескомпромиссная позиция со стороны партийно-государственного руководства. Хотя, это официальная партийно-государственная точка зрения. Предыдущий председатель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань достаточно толерантно относился к криптовалютам, его преемник И Ган ещё более толерантно высказывался, но это его личное мнение, а должность обязывает".
Борьба с биткоином в Китае стала основной причиной падения его курса, однако в последние дни наметилась тенденция к росту после того, как крупные институциональные инвесторы заинтересовались криптовалютами.
"Об этом заявили Джорж Сорос и структуры, близкие к семьям Ротшильдов и Рокфеллеров. В частности, компания Venrok, которую в 1969 году основал внук Джона Рокфеллера и которая занимается венчурными инвестициями, собирается инвестировать в криптовалюты и блокчейн-стартапы на долгосрочной основе", – отмечает аналитик "Телетрейд групп" Олег Богданов.
Шеф-аналитик ГК "TeleTrade" Пётр Пушкарёв рассказал Накануне.RU, что вложения Сороса могут быть направлены не в биткоин как таковой, а в технологии: "Если мы будем смотреть в подробностях, то, возможно, в ближайшее время всплывёт, что это не инвестиции такого рода, как тот же "Квантум фонд" инвестирует в акции, а инвестиции в технологии, и что, возможно, они будут иметь доступ в доли в каких-то блокчейн-проектах, может быть, в ICO, краудфандинговых проектах, мы это узнаем чуть позже".
Еще больший рост начался после решения некоторых стран Евросоюза подписать декларацию о создании Европейского партнерства в сфере блокчейна. Они готовы сотрудничать и обмениваться опытом в технической и нормативной сфере, а также готовить запуск единых приложений с использованием технологии блокчейн для государственного и частного секторов.
Впрочем, некоторые эксперты называют главной причиной отскока до уровня 8 тыс. долларов все-таки Сороса и спекуляции. "В комьюнити считают, что причины для роста были созданы искусственно крупным капиталом, который вышел на рынок, назвав рост "пампом Сороса". Если они правы, то такая ситуация может создать основания для манипуляций рынком. Во времена первых волн текущей фазы коррекции в комьюнити ожидали, что памп произойдет этой весной. Сейчас на рынке действительно начинают проявляться ростки возможного ралли", – говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Если анализировать рынок еще глубже, то нетрудно заметить, что позитивные для биткоина новости часто приходят из западных стран и их союзников в Азии (крупный рост "битка" в 2017 г. произошел после его признания Японией платежным средством), тогда как "топит" его (или, вернее будет сказать, "притапливает") в основном Китай, имеющий при этом масштабную вычислительную сеть для майнинга и неплохо зарабатывающий на продажах видеокарт.
Китайские власти также заявляли, что будут создавать официальную цифровую валюту, правда, подробностей на этот счёт нет. Но якобы никаких частных криптовалют они дальше терпеть не собираются. Так что не исключено, что майнинг-фермы в КНР как таковые никто не запретит, но работать они будут в интересах властей страны – на своего рода "цифровой юань".