"Против санкций Запада пора вводить элементы мобилизационной экономики"
Одну за другой Запад придумывает причины ввода очередных санкций и ограничений против России. Вот уже пошли в ход "списки Кремля" – 38 богатейших российских бизнесменов, официальных лиц, а также 12 компаний попали под удар. И первая болезненная реакция дала о себе знать – "РусАл" объявил о риске технических дефолтов по кредитам. Пока же Кремль продумывает ответные асимметричные меры (потому что симметричные могут аукнуться еще сильнее), нужно озаботиться общеукрепляющими мерами мобилизационной экономики, для которых есть все необходимые возможности, при этом, что немаловажно, население от них не пострадает. Но пойдет ли на это власть? О том, как Россия может эффективно ответить Западу, в беседе с Накануне.RU рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Вопрос: На Ваш взгляд, какими могут быть ответные меры властей?
Никита Кричевский: Тягаться с Америкой в экономическом плане абсолютно бессмысленно. Если говорить об экономике, то здесь эффективными могли бы быть в первую очередь протекционизм (то есть защита внутреннего рынка вне зависимости от страны происхождения импорта), второе – фиксация курса рубля на низком уровне, и третье – ограничение или ликвидация иностранного (в первую очередь американского) присутствия в структуре собственности российских компаний.
Я имею в виду в первую очередь "Пепсико" (это сеть молочных предприятий, в своё время они купили "Вимм-билль-данн" у прежних собственников), это и "Кока-кола", и "Проктер энд гэмбл", это, безусловно, потребительская сфера, такая как "Макдональдс". Мы не нуждаемся в иностранном фаст-фуде, у нас за 25 лет получила огромное развитие внутренняя индустрия фастфуда, к тому же в таких заведениях иностранцы реализуют в России, например, не мясные изделия, а заменители с красителями и ароматизаторами. Это для всех давным-давно не секрет, но непонятно, почему власть до сих пор не реагирует.
Ещё в экономических протекционистских мерах я бы отметил ужесточение валютного контроля. Обязательно. Не либерализация, а ужесточение.
Любая копейка, которая уходит из страны, должна быть 20 раз аргументирована и обоснована вне зависимости от того, куда она уходит – в Европу, в Америку, в офшоры, ещё куда-то – неважно. Исключение — это страны ЕврАзЭС, активизация отношений с которыми должна быть в приоритете.
Вопрос: Есть ли иные варианты, неэкономические меры?
Никита Кричевский: Что касается неэкономических мер, то ответ, безусловно, будет именно несимметричный, потому что русский менталитет не предполагает сидеть и покорно складывать лапки в ожидании милости и прощения от кого бы то ни было.
Я не исключаю, что это могут быть более активные действия на дипломатическом фронте, например, по части признания ДНР и ЛНР, я не исключаю, что это могут быть более серьёзные военные ответы в Сирии, может быть активизация присутствия России в других странах.
Ну и плюс, вполне могут быть введены другие ограничения. Например, что касается искусственно низкого фиксированного курса рубля по отношению к доллару, то это альтернатива ограничению и вообще запрету хождения доллара на территории России, а этот вопрос вновь становится актуальным.
Что касается внутренних асимметричных мер, то это безвозмездная национализация сырьевых предприятий, сырьевых активов. Это чисто асимметричная мера, потому что сегодня мы не можем вступаться за компанию "РусАл" или "Ренова", я уже не говорю о самолёте "Аэрофлота", который обыскали в Лондоне, по той простой причине, что эти предприятия имеют не российскую юрисдикцию. Они зарегистрированы в офшорах, а что касается самолёта "Аэрофлота", он зарегистрирован на Бермудах. То есть мы не можем даже вызвать консула, потому что это не российская собственность. Это российский бренд, но это не собственность. Тем и объясняется сдержанная реакция Москвы на недавний досмотр самолёта в Лондоне, потому что Россия не имеет отношения к этой собственности.
Вопрос: Насколько вероятно, что власти пойдут на такие шаги?
Никита Кричевский: Что касается того, какие меры из перечисленных могут быть исполнены – гадать не будем, оставим это на усмотрение президента и его окружения, но так или иначе все эти меры видятся весьма жёсткими, консолидирующими.
Эти меры – элементы мобилизационной экономики, которые, как это ни парадоксально, не окажут никакого отрицательного воздействия на материальное самочувствие граждан страны.
И это будет, на мой взгляд, процесс вынужденный, но абсолютно положительный для активизации российской экономики и социальной сферы. Это то, что называется "не было бы счастья – да несчастье помогло".
Вопрос: Недавно Юрий Чайка призвал Великобританию вернуть награбленные "наши деньги" – это может считаться ответной мерой?
Никита Кричевский: А что вам мешало, скажем, лет 10 назад заявить об этом? Украли, убежали – так верните! В конце концов, можно было бы подать в Высокий суд Лондона и просто арестовать эти активы. Нет, почему-то этого не сделано. Почему-то это только сейчас вылезло.
Вопрос: Насколько вероятно, что Евросоюз присоединится к санкциям? И сможем ли мы ответить им тоже?
Никита Кричевский: Такая вероятность велика. Прежде всего, какие-то санкционные меры будут предприняты со стороны Англии. Англия — это ближайший союзник и ментальный родственник США. Вполне вероятно, какие-то меры в режиме "лайт" будут приняты и в Евросоюзе. И Россия на них тоже ответит. Те контрмеры России, что я перечислил, имеют отношение ко всему Западу и направлены на улучшение развития экономики и укрепление позиций России в дипломатической и военной сферах.
А реагировать в порядке рефлексии, то есть: нажали там – там же ответили, нажали в другом месте – ответили в другом месте, нельзя ни в коем случае, потому что Запад в отношении России использует тактику тысячи мелких уколов. Предполагать, где будет следующий укол, невозможно в принципе, потому что этих точек может быть множество. Они будут обязательно, но совершенно непонятно в какой сфере. Есть смысл реагировать не на болевую точку, а на раздражитель. То есть предпринять меры общеукрепляющего характера. Вот эти меры и должны быть сегодня предприняты со стороны России. А реагировать точечно – значит, в любом случае изначально ставить себя в проигрышную позицию. Где-то угадаешь, но в основном промахнешься.