Импортозамещение или самострел: что несут новые контрсанкции?
Стало известно, какой ответ Россия собирается дать на новые западные санкции. В Госдуму внесен законопроект об ответных мерах из 16 позиций. Закон получился рамочный. Санкции коснутся не только США, но и стран, поддерживающих политику Штатов, при этом перечень таких стран, а также серьезность и уровень запретов депутаты оставили на усмотрение Правительства. Документ обсудили эксперты Накануне.RU.
Депутаты предложили запретить ввоз сельскохозяйственной, алкогольной и табачной продукции, лекарственных препаратов, а также "любых иных товаров" из США и других стран, повысить сборы за аэроанавигационное обслуживание воздушных судов, свернуть сотрудничество в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях, запретить муниципальным и федеральным органам власти использовать западное программное обеспечение, а также пользоваться аудиторскими и юридическими услугами у компаний-резидентов стран, попавших под ответные санкции. Правительству предложено составить список граждан США и других стран, которые станут невъездными на территорию России, и список американских брендов и брендов других стран, на которые будет распространяться "исчерпание исключительного права на товарные знаки" – т.е. копирайт.
Законопроект в Госдуму внесли спикер парламента Вячеслав Володин, лидер КПРФ Генадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, глава фракции "ЕР" в парламенте Сергей Неверов, лидер "эсеров" Сергей Миронов и коммунист Иван Мельников.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин сразу отмечает рамочный характер предложенного депутатами законопроекта. Депутаты предложили широкий спектр мер Правительству, а как ими пользоваться и когда, будет решать уже оно.
"Закон рамочный. Везде формулировки "может" и прочее – на усмотрение Правительства. Если гипотетически предположить, что ответ пойдет по всем направлениям, то это будет скорее серьезный самострел, национальных производителей почти не осталось, последняя крупная фабрика "Донской табак", вроде бы, и так ведет переговоры о продаже, все это приведет к росту контрафактной продукции. Если брать меры по программному обеспечению и ограничению на допуск аудиторских кампаний, то подобные меры уже идут тихой сапой, не было бы контрсанкций – было бы все то же самое", – говорит Салин.
Он также отмечает, что наиболее болезненной мерой из предложенных авторами закона является сворачивание сотрудничества в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях. Однако тут же добавляет, что велик риск, что лоббисты этих отраслей просто сумеют "отбить" эти решения.
"Что касается ограничения сотрудничества по атомной линии, по ракетно-двигательной и авиастроению, то это может быть достаточно ощутимо, потому что США по этим направлениями некритично, но от нас зависят. В частности, по авиационному титану, по двигателям и сплавам, и по атомным вещам. Но это тоже будет серьезным самострелом, потому что, во-первых, это очень хорошие деньги, а во-вторых, я уверен, что именно эти меры если и будут вводиться, то будут обсуждаться в последнюю очередь, и будут приняты в весьма и весьма ограниченном виде, ибо у этих отраслей есть очень серьезные лоббисты во всех коридорах власти", – говорит Салин.
Наибольшее внимание СМИ привлек пункт закона о запрете ввоза лекарств, алкоголя и табака. Депутат Госдумы и секретарь ЦК КПРФ по международным и экономическим связям Леонид Калашников объясняет такое решение коллег тем, что России давно пора развивать собственные производства в этой сфере.
"Многие начнут вопить, что сами снова себе наносим ущерб. Но дело в том, что пока мы не разовьем то, что развивать должны… Знаете, за последние четыре года, что мы под санкциями, мы что-то сделали, конечно, тем же сельским хозяйством гордимся, но кое-что, ту же фармакологию, Правительство пока не удосужилось толком развить, уж не говоря о машиностроении. Значит, надо самим себе создать эти условия. Так правильно. Это не "назло бабушке отморозить уши", а стимул создать задел на будущее", – говорит Калашников.
Общественный деятель, журналист Андрей Родкин сомневается, что стоит запрещать ввоз всех лекарств, если нет уверенности, что российская фармацевтика сможет обеспечить их аналогами.
"Надеюсь, в Правительстве это понимают. Война у нас пока только "холодная", слава Богу, поэтому нужно иметь гарантии надежной защиты населения. В первую очередь это касается лекарств. Если нет уверенности, что можем обеспечить – лучше не ввязываться. Стоит запомнить, простите, "утереться" даже, и ответить тогда, когда мы реально сможем себе это позволить. Задачей любого правительства должно быть сохранение народа, иначе национальную гордость испытывать будет некому", – возражает он.
В свою очередь коммунист Леонид Калашников отмечает, что логичным продолжением предложенных депутатами мер была бы национализация предприятий, попавших под американские санкции.
"Я бы еще добавил национализацию предприятий, которые сейчас американцы выбрасывают на улицу и против которых вводят санкции, скажем, "Русал". Помогать таким предприятиям бессмысленно – их продукция на Западе более невостребована, а значит, надо немедленно делать свои самолеты, вагоны, полувагоны. Для этого можно выкупить акции, помочь так предприятиям, но и они должны стать собственностью государства. Точно так же должно быть с "Норильским никелем" и другими. Это хотя бы справедливее залоговых аукционов и помогает предприятиям не загнуться", – говорит Калашников.
О том, что подобный закон надо соблюдать уже "по-взрослому", говорит Андрей Родкин.
"Если же всё по-взрослому, необходимо понимать, что одними запретами ничего не решить. Тому же сельскому хозяйству необходима системная государственная поддержка. Коротко говоря, если наши санкции всерьез – это буквально означает глобальную перестройку национальной экономики. Ведь если, скажем, на ура-патриотизме быстро начать обеспечивать себя сельхозпродукцией, используя химию и ГМО – то вместо дипломатической победы мы получим стратегическое поражение на поколения вперед", – комментирует эксперт.