Железный Занавес-2: санкции приведут к краху сырьевой модели
Александр Одинцов"Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено. Гони природу в дверь, она влетит в окно." Н.М.Карамзин
Санкции ведут к неизбежному разрушению сырьевой модели России, которая была возможной только в условиях партнерства с Западом. США никогда не простят России примерку на себя "доспехов СССР", присоединение Крыма, помощь Донбассу и Сирии и главное – международное обличение США. Несмотря на качели "лучше-хуже", отношения с Западом будут только ухудшаться.
США пытаются нас обанкротить, вытесняя с международных рынков. Хватаясь за соломинку, либеральные элиты до конца верили, что санкции будут символическими. Но уже не СССР, а Америка опускает железный занавес над нашими крупнейшими компаниями в санкционном списке, запрещая контрагентам любые операции с ними. Потом, пусть и частично, к ним могут присоединиться и их сателлиты. Теперь наши возможности заключать сделки, поставлять сырье, получать займы в валюте будут сужены.
Сейчас существует проект закона о работе с нашим долгом, но что самое важное (и о чем пресса практически не пишет) – о санкциях в отношении семи крупнейших российских госбанков (subsection (c): Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк). Предлагается ввести блокировку операций, заморозку счетов и их имущества на территории США. Вот фрагмент: "(2) exercise all powers granted to the President by the International Emergency Economic Powers Act … to the extent necessary to block and prohibit all listed in subsection (c) if such property and interests in property are in the United States, come within the United States, or are or come within the possession or control of a United States person.transactions in all property and interests in property of one or more of the financial institutions”.
Эти меры будут означать вытеснение нас из долларовой зоны с катастрофическими последствиями для финансовой сферы и международной торговли. И хотя Минфин США уже два раза и в феврале, и 11 апреля высказался об осторожности применения санкций в отношении госдолга, соблазн это сделать сохранится и будет зависеть от международной обстановки. Эти меры могут и дальше обрушить наши рынки. США ведут позиционную борьбу, то натягивая, то отпуская струну, но тренд абсолютно понятен: изматывание противника.
Второе – нас пытаются втянуть в гонку вооружений и любой региональный конфликт, либо в Сирии, либо на Украине. Все эти методы были успешно опробованы в 80-х годах, приведя СССР к краху и банкротству.
Наши элиты оказались неспособными оценить долгосрочные риски конфликта 2014 г. и сделать что-то существенное для диверсификации и суверенизации нашей экономики. Курс "потерянного времени" продолжается. Дальнейшее ухудшение отношений с США может вызвать арест наших активов за границей, а так как мы нетто- кредиторы, даже ответная конфискация иностранных активов в России закончится для нас проигрышем. Учитывая многотриллионные авуары наших элит за границей – дело еще хуже. Далее – отключение от СВИФТ, а, возможно, и торговое эмбарго, которое при нашей тотальной импортной зависимости кончится плохо. Воевать с США в мировой торговле и финансах, где "дядя Сэм" держит все нити в своих руках, проблематично.
В схожих условиях у России не остается никаких вариантов, кроме совершения левого поворота и частичного использования опыта СССР. Итак, нужно идти абсолютно другим путем.
Единственное, что реально нанесло бы колоссальный удар Западу – курс на суверенную экономику, вытеснение доллара и евро из внутреннего оборота, введение жестких валютных ограничений для стабилизации валютного рынка, создание условий для нормальной эмиссии рубля, стимуляции экономического роста. Попытки перенаправить потоки сырья в Азию и Китай не дадут желаемого результата. Эти ресурсы давно пора перенаправить не на экспорт, а на развитие инфраструктуры и развитие промышленности страны, что создаст десятки миллионов (обещанных президентом) рабочих мест, в том числе на пребывающем в застое производстве. Наш путь – путь индустриализации СССР и нынешнего Китая. Наше импортозамещение буксует: импорт по-прежнему растет (см., например, материал: "Импорт взлетел, указывая на провал политики импортозамещения".) Нужна не болтология, а реальная программа индустриализации, импортозамещения и вытеснения экономических агентов Запада из нашей экономики. Нужно провести национализацию ключевых активов, вернув ресурсы полностью под контроль государства.
В одной из статей автора ("Россия: "новый СССР" или колония США, ЕС и Китая?") подробно показано, что наша страна экономически является полуколонией Запада. Так чего мы хотим достичь в состоянии конфликта с ним, когда наша финансовая система, торговля и промышленность контролируются представителями "партнеров", а активы наших элит по-прежнему за бугром ?
Некоторые полагают, что нынешняя либеральная модель может существовать бесконечно долго. Результаты выборов не говорят ни о чем: как ЗНАК ТЩЕТНОСТИ, проблемы посыпались именно после них. Мы присутствуем при похоронах либерального цикла русской истории. Надо решать реальные проблемы, иначе жизнь развернется перед нами со всей своей ужасающей правдой, и мы получим новый 1998 г. Народ ждет обещанной президентом новой экономической политики.
Крым, Донбасс и Сирия – первая ласточка. Ухудшение отношений с Западом – вторая. Упование на "дружбу" с Трампом и получение от него "черной метки" – третья. Пожар в Кемерово – четвертая. Последние санкции и обвал рынков – пятая и множество других. Шестой будут санкции против нашего госдолга, банков и финансовый кризис. Я не помню, чтобы такие страсти, как сейчас, были во времена СССР: напрашивается только аналогия Карибского кризиса. Но если бы не санкции, то как раскачать нашу элиту, которая со страшным упорством охраняет либеральный капитализм? Если мы не свернем с гибельного пути периферийного либерального капитализма, проблемы будут нарастать как снежный ком.
Пожар в "Зимней вишне" символичен, он не только показывает нам "в лоб", к каким реальным страшным жертвам ведут символы нашей экономики – жадность, коррупция, безнравственность и безответственность. Это еще сигнал нашим элитам. Пожарный, не пожелавший идти по краткому пути – это наше руководство, делающее вид, что не понимает призывов сотен экспертов, указывающих другой путь, и глухота к нуждам своего народа. Слушает ли президент своего советника Глазьева? Закрытые залы, дым, пожар и жертвы – это мы, запертые в сырьевой клетке.
Если бы власть имущие не использовали свою Родину в качестве дойной коровы, а исполняли свой долг, активно развивали бы ее – все было по-другому. Никаких санкций к сильной и независимой России применить нельзя (!). Сейчас уже рушатся состояния крупных олигархов, но правительство всем помочь не сможет. Управления рисками в России не существует. Наши элиты могут потерять все.
Всякая несправедливость рано или поздно наказывается. Нужно помнить уроки 1917 г., когда многовековое пренебрежение интересами русского народа вызвало страшную бурю и привело к уничтожению власти, элит и даже среднего класса, которые потеряли все. Приведем высказывание митрополита Антония (Вадковского), духовного лица, который должен был свидетельствовать о "России, которую мы потеряли", но в 1899 г. писал совсем о другом (!): "Это уже не народ, но гниющий труп, который гниение свое принимает за жизнь, а живут на нем и в нем лишь кроты, черви и поганые насекомые, радующиеся тому, что тело умерло и гниет, ибо в живом теле не было бы удовлетворения их жадности, не было бы для них жизни". Картина знакомая, не так ли?
В ближайшее время у руководства страны есть две перспективы – первая: по-прежнему блуждать по либеральному лабиринту, приспособляя сырьевую экономику для санкционных условий, покрывая внутренние проблемы патриотическим угаром, что закончится масштабным финансовым и социальным кризисом. И путь второй, выбранный после краха 1998 г. – формирование левого правительства (тогда Евгения Примакова), выведшего страну из кризиса и создав ей тренд роста на все 2000-е года. Этот путь вытеснения либеральной элиты и формирования новой обеспечил бы непрерывный экономический рост в 7-10% в год в течение ближайших нескольких десятков лет, выведя нас на позиции третьей экономики мира и вернув большинство бывших союзников.
На текущий момент вероятность такого сценария низка – костяк нашей экономики – олигархи, крупные госбанки, сырьевые компании и чиновничий корпус не желают никаких перемен. Они катастрофически боятся, что экономика развития лишит их власти. Но может сложиться так, и мы близки к этому, что вне зависимости от желания правящего класса, стратегия развития станет единственно возможной. Мы присутствуем при масштабном историческом сломе, сравнимом со сломами 1985 и 1992 гг., и правящий слой уже никак не сможет спасти падающее здание сырьевой экономики. Чем раньше придет прозрение, тем меньше потери.
Внешняя угроза для России всегда (!) вызывала модернизацию. Опасность конфликта в Сирии в том, что уступить мы не можем, но превосходство сил противника может привести к сценарию Русско-японской или Крымской войны. Это путь к внутреннему кризису и краху нынешней системы (как в революции 1905, 1917 гг.). При любом раскладе рост напряженности с Западом и их курс на вытеснение нас с внешних рынков потребует мобилизации экономики, реальной модернизации и перестройки сырьевой модели.
Все дороги ведут в одну точку, свернуть нельзя.