В Ереване началась "цветная революция"
Во что могут вылиться беспорядки и протесты в столице Армении?Проспект Маштоца в Ереване может стать новым "Майданом". Протестующие заняли центральную улицу армянской столицы в ночь с 16 на 17 апреля, организатор массовой акции Никол Пашинян, до этого бегавший по аудиториям университетов с призывом студентам выходить на баррикады, уже объявил о начале "бархатной революции". Поводом для начала протестов стала попытка парламента избрать экс-президента Сержа Сагрсяна на пост премьер-министра страны.
Недовольство было вызвано нежеланием людей видеть во власти "одно и то же лицо", журналисты оправдывали выход протестующих на улицы "страхом перед авторитаризмом". Саргсян находится у власти с 2007 года, в 2008 году он был избран президентом, затем переизбран на следующий срок и закончил процесс перехода Армении от президентской республики к парламентской, тем самым расширив права премьер-министра.
Никол Пашинян вывел людей на улицы ради того, чтобы не допустить Сагрсяна к управлению страной в качестве главы кабмина, он обнародовал план массовых акций, по которым сторонники протеста должны перекрыть мосты, улицы и заблокировать станции метро.
Пашинян является журналистом и депутатом парламента Армении с 2012 года. До этого он уже стоял на баррикадах десять лет назад, требуя вернуть в президенты Левона Тер-Петросяна, который занимал эту должность в 90-е годы. Тогда финансовая связь оратора с американским Белым домом массово обсуждалась в СМИ, техническую поддержку в организации протестов без стеснения ему оказывало посольство указанной страны. Как итог, на улицы были выведены 50 тыс. человек. Многие люди стали жертвами подавления беспорядков полицией, после того как лидер и оратор Пашинян покинул своих сторонников, скрывшись в неизвестном направлении (и был объявлен в розыск). По официальным данным, в ходе беспорядков пострадал 131 человек, из которых восемь погибли от огнестрельных ранений. В 2009 году Пашинян сам сдался властям и находился под стражей до объявления амнистии 2011 года. На следующий год партия Армянский национальный конгресс получила семь мест в Национальном собрании Армении, и Пашинян оказался в депутатском кресле, Левон Тер-Петросян отказался от мандата.
Теперь Никол протестовал уже по другим вопросам, оставшись верным своему имиджу оппозиционера. Здесь он выступал за существование некоего "плана Лаврова" в отношении карабахского кризиса (якобы речь идет о сдаче территорий Азербайджану) и делал антироссийские заявления.
В 2015 году в Армении уже произошла репетиция "майдана" – массовые протесты были организованы против роста тарифов на электроэнергию. Уже тогда эксперт Накануне.RU – политолог Александр Чачия говорил, что кавказская республика стоит в очереди на "цветную революцию", и антисоветская риторика – ее главный двигатель.
Вопрос: Александр Александрович, ситуация в Ереване все больше обостряется, что происходит и насколько серьезна ситуация?
Александр Чачия: В принципе ситуация во всех бывших советских республиках складывается одинаковым образом, приходит какая-то группировка от власти, которая поддерживается местными элитами и формируется в течение ряда лет. Затем ее представители занимают все ключевые должности и своего лидера пытаются сохранить максимально долго на посту руководителя страны. Саргсян держался столько, сколько положено по Конституции, затем в угоду этому лидеру политическая элита меняет Конституцию, делает из президентской парламентскую республику с тем, чтобы этот лидер мог оставаться в качестве руководителя страны еще долгое время. Это такой политический произвол, он характерен для многих постсоветских республик. Единственный, кстати, кто на это не пошел в свое время – это президент Путин, когда ему советовали изменить Конституцию, он не стал это делать. А для этих удельных царьков – это, в принципе, вещь обычная и приемлемая.
Вопрос: То же самое произошло и с Арменией?
Александр Чачия: Что касается непосредственно Армении, то там давно уже ситуация непростая. Там очень мощные прозападные силы, работают сотни неправительственных организаций, в такой маленькой республике, помимо того, что там находится самое крупное (чуть ли не самое крупное в мире) посольство США (и по штату, и по объему территории, которое оно занимает), еще есть огромная масса неправительственных организаций, которые получают западные гранты. Видимо, Армения и Грузия – это те точки, где американцы считают нужным разворачивать очень мощную работу по обработке населения и формированию новой политической элиты.
Вопрос: А что с Грузией?
Александр Чачия: В Грузии это им удалось сделать, там глубоко эшелонированная политическая элита, которая меняет друг друга – эшелон за эшелоном – у власти, нещадно друг друга критикуя, сменяя, при этом оставляя внешнюю политику предыдущего эшелона. То же самое в Армении. Относительная пророссийскость действующей элиты обусловлена, скорее, страхом перед Турцией, чем, например, какими-то убеждениями в необходимости евразийской консолидации.
Вопрос: То есть в Армении есть пророссийские настроения?
Александр Чачия: Да, и оппозиция к такому слабому пророссийскому курсу достаточно агрессивна, поэтому попытки свергнуть ныне действующий режим и заменить его мало чем отличающимся по сути, но все же внешне каким-то иным – они будут. И я думаю, в итоге мы можем там столкнуться с "цветной революцией".
Эти попытки были в 2015 году. Я помню массовые выступления по этому поводу, по поводу свержения власти и так далее. Ну а сейчас может быть некий рецидив того выступления. Насколько все это серьезно, мне сложно судить. Если внешние силы решили это дело поддержать и дадут команду всем своим структурам, действующим в Армении, активно быть задействованным в этом процессе, то тогда это будут серьезные выступления, которые могут перерасти в нечто подобное "цветной революции". Но если их в принципе нынешняя власть устраивает, и они в принципе дали добро на то, чтобы Саргсян поменял статус, что мне кажется более вероятным, то это дело потихоньку затухнет.
Вопрос: Что может спровоцировать новую вспышку протестов?
Александр Чачия: Поддержать "майдан" они могут только в том случае, если правящая элита выйдет из-под их контроля и окончательно переметнется на позиции российской политической элиты.
Вопрос: А что касается СМИ – они поддерживают эти процессы?
Александр Чачия: 90% СМИ поддерживаются с Запада, что с них взять? Система грантов работает отлаженно, выдаются деньги оппозиционерам, потому они поддержат все, что скажут – я в этом убежден абсолютно.
Вопрос: То есть пророссийские настроения держатся только на страхе перед Турцией, и если американцы на честном глазу пообещают защиту, то и эти хрупкие симпатии рухнут?
Александр Чачия: Я считаю, что да. Но в Армении много людей, которые искренне, с симпатией относятся к России, которые помнят советское прошлое, они советские люди по убеждениям. Их очень много в Армении. Это представители среднего и старшего поколения. Но молодежь, студенчество – они находятся больше под влиянием вот этих неправительственных организаций, их требований, идеологии.
А это все, несмотря на только антисоветскую риторику, это еще и антироссийские структуры и идеи. Антисоветизм – одна из ярких форм русофобии, и они это понимают. К сожалению, значительная часть российской интеллектуальной элиты продолжает оставаться антисоветской – по своей сути, по своим высказываниям, не понимая, что тем самым льет воду на мельницу русофобов.
В Армении многие люди считают себя прочно связанными с Россией общим прошлым, они считают себя исторически обязанными России, но эти люди не объединены политически, какими-либо структурами. В поддержку этих людей никто не вкладывает никаких ресурсов, в то время как в поддержку русофобской части истеблишмента и молодежи вкладываются грандиозные деньги, идущие по каналам этих неправительственных организаций.