"Highly Likely Welcome Back, или Пора домой!" Ну какой дурак поедет?!
На фоне постоянных претензий по "делу Скрипалей", а также при постоянно расширяющихся списках санкций против компаний и "социально ответственных бизнесменов" (как назвал олигархов Дворкович) множатся квазипатриотические инициативы, призванные не то показать силу России, не то поддержку президента. И всё это под соусом сплоченности общества, которой по факту не наблюдается.
Ещё один такой проект был презентован накануне в Россотрудничестве. Название инициативы – "Highly Likely Welcome Back, или Пора домой!" – не только прямо говорит о том, на кого она рассчитана, но и как бы показывает, какие у нас тонкие "тролли" есть в госструктуре, ведь словами "highly likely" пользовались британские власти при разбирательствах в деле отравления Сергей Скрипаля. Переводятся они как "весьма вероятно", что с "добро пожаловать" не очень вяжется, но ведь поддеть зарубежного "партнера-негодника" – это святое.
По общему представлению, проект направлен на создание условий, при которых российские студенты в странах, "проявляющих недружественное отношение" (и особенно в Великобритании), захотели бы вернуться на Родину. Например, среди таких условий названы продолжение учебы в МГИМО (если студент ещё учится) или устройство на работу… на Дальнем Востоке (если учёба заканчивается)!
Авторы проекта считают, что многие студенты хотели бы вернуться обратно в Россию "по политическим причинам", мол, к ним там после последних скандалов и "дипломатических войн" плохо относятся. Впрочем, есть основания полагать, что если и есть такие "диссиденты наоборот", то их немного.
А тут возникает несколько вопросов. Во-первых, в Россотрудничестве действительно убеждены, что "золотые студенты" – дети "святых 90-х" согласятся поменять нью-йоркские небоскребы и Лондонский Тауэр на аудитории МГИМО и равнины Дальнего Востока? Во-вторых, что следует из первого, куда же тогда пойдут выделяемые под освоение программ бюджеты? Наконец, что же еще могут предложить чиновники, кроме забавного названия проекта и разваливающейся под их же реформами системы образования?
Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился журналист-документалист, соавтор проекта "Последний звонок" Константин Семин:
– Сама инициатива в том виде, в котором представлена, говорит о крайней степени деградации нашей административной системы и государственного аппарата, потому что кажется, что используется уже любая возможность для того, чтобы, вписавшись в общую струю "патриотических настроений", освоить какой-нибудь бюджет или бюджетик. Очевидно, что не за "спасибо", не какими-то розовыми замками будут привлекаться назад студенты. Наверное, чтобы их заинтересовать, заново заставить любить Родину, требуются какие-то деньги – нужно, чтобы государство профинансировало этот проект. И, наверное, есть люди, которые уже готовы первым рейсом вылететь в Лондон или в Нью-Йорк для того, чтобы провести душеспасительные беседы.
У нас ведь Борис Титов летал в Лондон проводить аналогичные встречи с предпринимателями. Наверняка, кто-то уже пакует чемоданы для того, чтобы заняться увещеванием студентов. То есть люди, которые предлагают такое, и люди, которые согласятся или уже согласились на такое, – они, наверное, не понимают, насколько абсурдна эта идея. Но, я думаю, они нутром чувствуют, что она может принести им какой-то очередной барыш и обеспечить активность на общественном, политическом, патриотическом фронте.
Как это воспримут студенты? По-моему, это ничего, кроме смеха и раздражения, у них вызвать не может. Точно так же, как все наши пляски вокруг Telegram сейчас, когда большая часть молодежи при попустительстве, при абсолютном равнодушии властей (а иногда власть сама подавала тому пример – то в "твиттер" она уходила, то общение с журналистами устраивала через "телеграмм") с удовольствием пересядет в мессенджеры, созданные не российскими компаниями и не имеющие вообще никакого отношения к нам.
Учитывая, что у нас разваливается полупроводниковая промышленность, IT-промышленность и почти нет собственных программных продуктов, за исключением нескольких, всем известных – народ всеми этими обстоятельствами выпихивается на западные сетевые площадки. Так формировалось общественное мнение, сознание молодежи. Она привыкла считать, что Илон Маск – герой, что Павел Дуров – это образец прогресса. И светлое будущее связано именно с такими людьми.
А теперь внезапно оказалось, что все это не так, и нужно изо всех сил переубедить людей, нужно перекручивать кислород. Ну, естественно, какую реакцию это может вызвать у тех, кто столько лет привыкали мыслить иначе и жить по-другому?
Точно так же и со студентами: столько лет поощрялось, что люди уезжают – у нас же свободный обмен! Собственно, я в этой же струе набирался опыта за границей. У нас же премьер-министр на всех трибунах провозглашал, что мы отправляем "великое посольство", как Петр I в свое время желал, чтобы дети обучались за границей, потом переносили опыт сюда. Потом "Сколково" у нас открывалось. И вдруг выясняется, что никакого международного обмена нет, что это все неправда, что у нас кругом русофобия, враги со всех сторон окружили – поэтому нужно собирать чемоданы и возвращаться любить Родину.
А кто любил Родину все это время? А непонятно. А кто будет учить любить Родину? Вот эти люди? Те же самые, которые вчера еще переписывались и перемигивались друг с другом, со своими "корешами" с "Эха Москвы" в "телеграмме" и сами летали завтракать в Лондон? Это они будут любить Родину нас учить?
Поэтому ответ на все эти предложения будет, я думаю, саркастическим и отрицательным. Чтобы привлечь молодежь сюда, недостаточно обеспечить перспективы карьерного роста в структуре МИДа, недостаточно обеспечить студенческие билеты в МГИМО. Ведь уже сам по себе этот университет является символом вырождения и деградации нашей системы образования. Ничего общего с советским МГИМО он теперь не имеет – ведь оккупирован различного рода кланами, группировками, и все прекрасно знают, сколько, что и где в наших университетах стоит. Ни о какой серьезной научной работе, ни о какой серьезной карьере в сфере производства или науки сейчас в нашей стране, к сожалению, речи не идет. И на Дальнем Востоке – тоже. Я прекрасно помню, чем благодаря усилиям реформаторов стал Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в котором даже факультеты упразднены – всё на английский, на американский манер названо.
Даже когда его создавали, я помню, ректор нам рассказывал, дескать, одна из задач – создать такой образовательный хаб, который позволил бы на Дальний Восток привлечь китайских студентов, мечтающих учиться в Соединенных Штатах, например. И тогда ДВФУ стал бы своеобразным трамплином Юго-Восточной Азии для желающих поступить в американские вузы.
Если так строили образование – ну какой дурак поедет?! Единственное, на что остаётся уповать – что это всё-таки байка, сплетня, и такой глупостью позориться наши официальные власти не будут.