Армения "допротестуется" – потеряет Карабах?
Саргсян уходит в отставку, к протестующим присоединились люди в формеПосле того, как в Армении возобновились протесты, а к столице присоединился и пригород – появилась информация, что в зоне, прилегающей к Нагорному Карабаху, началась военная активность Азербайджана. Давний противник начал стягивать танки к линии со спорной территорией, движение техники и живой силы зафиксировали камеры министерства обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.
Азербайджан отвергает любые обвинения и объясняет появившуюся информацию, как попытку властей Армении заглушить голос протеста, о чем говорится в официальном сообщении Минобороны Азербайджана от 22 апреля, там опасения из Карабаха называли "ложными".
В то же время Армения напоминает, что вооруженные силы, прежде всего, имеют целью сохранение территориальной целостности страны, а массовые акции с нарушением закона и попытки свергнуть законную власть могут привести к "непредсказуемым последствиям", а именно – к обострению конфликта в Карабахе. Согласно разведданным Армении, военно-политическое руководство Азербайджана считает время внутренних волнений в стране удачным для новой авантюры на границе.
С этим сложно не согласиться, когда в государстве блокируют госучреждения и перекрывают транспортные маршруты. Но ряд экспертов считает, что армянская армия в состоянии противостоять противнику, а эскалация конфликта не происходит так быстро, так что, скорее всего, пока обстановку в Карабахе используют как шантаж для протестующих, давая понять, что их протестные настроения могут нанести удар по целостности страны. И тут напрашивается аналогия с Украиной, где госпереворот стал причиной развала государства и спровоцировал военный конфликт.
Премьер-министр Армении Серж Саргсян, чьего отстранения от власти требует толпа, заявлял, что уйти он сможет только после того, как обеспечит безопасность Карабахской республики. И именно этим конфликтом, сложной геополитикой в регионе он оправдывает собственное столь долгое присутствие у власти. Москва в вопросе протестов в Армении заявила о своем нейтралитете, пресс-секретарь главы государства РФ Дмитрий Песков выразил официальное отношение, сказав, что события в республике – внутреннее дело страны, и даже рассуждения о вмешательстве России в ситуацию неуместны.
"Мы внимательно наблюдаем за происходящим в Армении. Армения – это наш ближайший союзник, с которым у нас развиваются самые тесные отношения, Армения – участник ЕврАзЭС (Евразийский экономический союз), поэтому для нас важна эта страна, поэтому мы внимательно наблюдаем за тем, что там происходит", – добавил Песков.
В то же время заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев обращает внимание на другие союзные отношения Армении – так, Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве было подписано с Евросоюзом еще в прошлом году.
В настоящее время к протестующим в Ереване присоединились люди в форме, СМИ передают о том, что это военнослужащие Армении, при них нет оружия, но от комментариев они отказываются. Если военные здесь, то кто же будет защищать Карабах?
К моменту публикации этого материала стало известно, что Серж Саргсян уходит в отставку.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев:
– Оппозиция попыталась оседлать недовольство людей тем, что Серж Саргсян остался у власти, и инициировала акции протеста, что в Армении уже имело место раньше неоднократно, в том числе "электромайдан". Но в данном случае лидеры оппозиции заняли неконструктивную позицию. Они не пошли на диалог с правящей властью, стали требовать отставки и ухода от власти Сержа Саргсяна, а эти требования были неприемлемы. То есть изначально оппозиция не была готова к диалогу.
После этого были проведены аресты лидеров оппозиции и участников незаконных манифестаций. Но протесты продолжились – это тоже было ожидаемо, ведь Пашинян был не один, просто он был лидером оппозиции. Может быть, другие лидеры протестов стали бы более склонны к диалогу с правящей властью, но Пашиняна уже освободили. Арест лидеров оппозиции при отсутствии тех действий, которые были произведены на Украине – там не просто арестовывали лидеров, а физически ликвидировали всю оппозицию, – означает, что протестные акции будут продолжаться, но не с такой силой, они пойдут на спад. Да, хоть и происходило блокирование государственных учреждений, полицейских участков и других органов власти, но в данном случае я пока не думаю, что речь идет о "цветной революции", тем более инициированной Западом. Потому что у Сержа Саргсяна очень хорошие отношения с Западом. Несмотря на членство в Евразийском экономическом союзе, имеется особое партнерство с ЕС – то есть речь идет не о том, что кто-то на Западе инициировал "цветную революцию", чтобы сменить власть на прозападную в Ереване.
Это невозможно, в том числе в условиях сохраняющейся опасности войны в районе Нагорного Карабаха. Но речь идет о том, что не все довольны нынешней властью и хотели бы ее заменить, но, насколько я понимаю, все же реальной опасности для Сержа Саргсяна пока нет, посмотрим, как будут развиваться события дальше. Все-таки Серж Саргсян довольно сильный человек, он был и министром обороны в Нагорном Карабахе, он сам из этой республики.
Скопление техники на линии с Карабахом – такой шантаж напрямую не сработает на ослабление волнений, но ситуация остается сложная на границе. Здесь очень важна поддержка Россией своего союзника, причем поддержка заключается в том, что Россия не должна поддерживать оппозицию, Россия выступает за диалог.
До последнего времени ситуация в зоне Нагорного Карабаха была относительно спокойная, там наблюдался лишь снайперский огонь, не было ни минометных обстрелов, ни артиллерийских, этому способствовало в частности то, что сейчас вся линия фронта в Нагорном Карабахе выведена на камеры, то есть министр обороны республики Арцах может наблюдать в реальном времени за состоянием всех участков границы. Границы выведены на экраны камерами, наблюдение осуществляется днем и ночью. И это в частности сократило попытки диверсионной деятельности со стороны Азербайджана.
Формально, ввиду того, что в республике Азербайджан не только прошли выборы президента, но и инаугурация, то там президент Алиев для того, чтобы направить внимание собственного народа на внешнего врага, может начать обострение. Такое возможно. Но обострение не происходит внезапно, опыт войны апреля 2016 года показывает, что для раскачки ситуации требуется до полугода. В этот период шло использование различного рода вооружения, минометов, артиллерии, потом были танковые бои, проводилась разведка боем. То есть это период достаточно продолжительный. Положим, появление дополнительного количества танков на линии фронта может свидетельствовать о политике давления. Но все-таки это не говорит о том, что сейчас неожиданно Азербайджан начнет наступление в зоне Нагорного Карабаха – это несколько завышенное ожидание от Азербайджана. Пока это элемент давления.