Танки, немцы, влюбленный сотрудник НКВД и Сталин на Красной площади
Фильм про советского конструктора Михаила Кошкина возрождает советские традиции приключенческого киноВ стране, где, по мнению некоторых историков, гражданская война между красными и белыми еще далеко не закончена, взяться за фильм, в котором появляются и условно "белые", и "красные", предатели, шпионы и сам Иосиф Сталин, – шаг отважный и достойный уважения.
И ожидаемо, что на ленту набросились все. Хотя, как мягко, но настойчиво пытался внедрить в умы журналистов на пресс-конференции исполнитель главной роли Андрей Мерзликин – кино-то доброе, почему вы злые? Просто приключенческий фильм для юношества.
Но одни называли создателей картины "кощунниками" только потому, что пробег начался в марте, а не, как это показано в фильме, уже поздней весной и летом. Другие пытались разглядеть "кровавого Сталина" там, где его нет, уличить создателей в том, что, на самом-то деле, "Сталин расстрелял Кошкина". Авторы ленты обескуражено разводят руками – фильм о приключениях наших танков, а не "вот это все".
Но не вина зрителя, что мы привыкли к фильмам про войну, снятым только под одним углом. От них одни ждут "подвоха" – очернения советской эпохи, другие боятся "оправдания" сталинского периода. Постперестроечное мышление переваривало, как удав, тему войны и выдавало фильмы всегда с мотивом бедного человека, который и не хотел воевать, а если воевал, то по своим личным причинам, "за Машу, за мыло", геройствовал, и затем "плохой Сталин" или его олицетворение в сотруднике карательной спецслужбы лишал героя достоинства, а часто – жизни. Потом начали появляться другие фильмы, скромно обходящие щекотливые вопросы в кинематографе, где царил дух антисоветской идеологии.
В любом случае подавляющее большинство картин о советском периоде, о Великой Отечественной войне в России снимают в жанрах драмы или боевика, говорить о том периоде по-другому у творцов не получается. А ведь в самом Советском Союзе для народа-победителя, вынесшего все тяготы войны, снимали не только драмы, была целая плеяда хороших комедий и приключенческих фильмов. К этим традициям возвращает нас и новый фильм Кима Дружинина.
В строгом смысле "Танки" – кино не о войне. Режиссер взял за основу сюжет из мирной жизни СССР, но создатель "зрит в корень", ведь действительно все, что происходило в 1930-1940-х, и было связано с людьми, производством, промышленностью, и уж, конечно, вооружением – и это, так или иначе, уже "про войну". Потому тут и появляются немцы.
Враги активируют диверсантов на территории СССР, которые должны сорвать пробег секретных образцов и по возможности завладеть танками. Перед фильмом есть оговорка, что некоторые сюжетные линии выдуманы. Это одна из них. Как известно, такого произойти в СССР не могло – чтобы в 1939 году на территории нашей страны, среди полей, рек и нив рассекали на мотоциклах бандюганы-фашисты с оружием. Но именно так авторы подчеркивают важность автопробега экспериментальных образцов, которые в будущем обеспечат преимущество нашим войскам в битве с нацистами.
Два танка Т-34 с экипажем из Харькова до Москвы продирались в условиях, приближенных к боевым, то есть не по проложенным шоссейным дорогам, а через глухие уголки нашей Родины. Природа и танки – что может быть приятней для глаза? За "путешественниками" следуют немецкие диверсанты, среди них самих, возможно, даже есть предатель, а сотрудник НКВД отвечает за дисциплину и безопасность.
Параллельно он борется с чувствами к товарищу Катаевой, эту роль исполнила Аглая Тарасова, которая очень гармонично вписалась в советский антураж благодаря неординарной внешности, больше подходящей актрисе из 50-х годов, что здесь оказалось как никогда уместно.
В глухом краю притаились "белые" с попом и папахами, кавалерия казаков атакует танки, приняв их за тракторы – хороший улов. Городок не принявших советскую власть показан удивительно живописно, промышляют "бывшие" грабежом на дорогах. "Батя", увидев "зафрахтованные" в тихую имперскую гавань танки, серьезно заволновался – "Советская власть так просто свою технику не отдает, их будут искать днем с огнем, а в итоге найдут нас!"
На пути героев встанет даже Красная армия, будут и непроходимые дороги, предательство, попытка вербовки и неожиданная помощь. За передвижениями танков из своего кабинета следит сам Жуков, а герои, встречая на пути опасные для жизни препятствия, не могут свернуть только потому, что об их прибытии на смотр уже доложили товарищу Сталину, и его они никак не могут подвести.
Фильм "Танки" – это прорыв не только для отечественного кинематографа, получившего пример веселой динамичной приключенческой ленты, но и появление нового осмысления, сигнал того, что эпоха давления антисоветской идеологии на кинематограф дает трещину.
Здесь без стеснения говорят про "советскую власть" в положительном смысле и не поддерживают традицию изображать Сталина, как "поедателя младенцев", а "белых" – как невольников чести. Более того, одна из главных ролей – это сотрудник НКВД, это хоть и своеобразный, но определенно положительный персонаж, так ему на откуп отдана еще и единственная любовная линия в сюжете.
Не стоит думать, что Дружинин со своими танками выдумал велосипед. Сам фильм отвечает всем современным (читай западным) особенностям драматургии, которые предъявляются для экшена, фильма с амбициями на успешность. Да, мы видим наши березки, равнины и знакомые до боли карьеры, но любовную линию сопровождает мелодия из творчества The Beatles, злодеи выглядят коварно, а разрозненный непониманием вначале экипаж по мере продвижения роуд-муви становится сплоченной командой, как обычно это и происходит. То есть все в законах жанра. Сценарий написан по традиционным для Голливуда "битам" – "плохие парни" постоянно наступают, а наши герои выпутываются из сложных сюжетных подстав с блеском по принципу: тот, кто хочет помешать, – тот нам и поможет.
Все сделано очень профессионально, грамотно и красиво, но таких фильмов может быть много. Возрождение "традиций" здесь только в одном – мы видим кино про светлых людей, которые искренне верят в то, что делают, и стараются добиться цели, но не для себя лично.
Успев на смотр, они не выиграют марафон, не получат тендер от государства себе в карман, это не победа в конкурсе, а вклад в общее дело, можно сказать, что впервые в современном кино мы видим такой мотив у главных героев. Именно поэтому многие обрушились с серьезной критикой на фильм в "несерьезном" жанре.
Но это неважно, ведь танки грязи не боятся.