КНДР конвертировала успех военных испытаний в дипломатический
Неожиданный для многих дипломатический успех КНДР как нельзя нагляднее подтвердил справедливость старой и, казалось бы, избитой истины: добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом. Очень символично, что действенность сей нехитрой формулы, авторство которой приписывают королю чикагских гангстеров, была, словно теорема на уроке геометрии, доказана в противостоянии именно с Америкой – родиной изречителя афоризма.
Последовательно реализовав все этапы собственной ракетной программы, создав хоть и скромный, но реальный ядерный потенциал, КНДР закономерно добилась прорыва в деле достижения одной из основных своих стратегических целей. Почти сразу после того, как успех северокорейских испытаний сквозь зубы признали генералы в Пентагоне, уровень военно-политической конфронтации между Пхеньяном и Сеулом оказался на порядки снижен, что, учитывая остроту корейского кризиса ещё весной-летом 2017 г., сегодня выглядит особенно эффектно. Впечатлённые политической волей руководства Севера, приветствуя трезвомыслие политиков Юга, обе части разрезанного по тридцать восьмой параллели надвое корейского народа вновь начали движение навстречу друг другу.
Северная Корея достигла желаемого: прямые переговоры Севера и Юга без непрошенного иностранного вмешательства и незваных иностранных посредников начались. Сколь долго они продлятся, и какой в итоге дадут результат, предсказать пока действительно непросто, но в любом случае важнейший политический и психологический рубеж Пхеньяном взят: корейцы отныне ведут переговоры с корейцами напрямую.
Важно отметить, что на протяжении многих лет именно это условие – прямой межкорейский диалог без внешнего арбитража - и озвучивался Пхеньяном в качестве ключевого. По мнению деятелей КНДР, переговорный процесс такого формата один лишь и способен запустить действенный механизм корейского национального воссоединения. И при зрелом размышлении принципиальную верность такого подхода очень сложно оспорить. Возможно, для непосвящённого читателя это прозвучит несколько странно, но именно Северная Корея десятилетиями выступала в роли интегратора и миротворца в отношениях с Южной. Нынешняя попытка договориться – не первая.
Ранее, в июне 2000 г., уже проходила встреча глав корейских государств (КНДР на ней представлял Ким Чен Ир, отец Ким Чен Ына), по итогам которой стороны также приняли совместную Декларацию и сделали ряд шагов навстречу друг другу в экономической сфере. Но вскоре Сеул по ряду причин свернул "политику солнечного тепла" и вновь лёг на конфронтационный курс…
В Пхеньяне, однако, от идеи интеграции не отказались. В выступлении руководителя КНДР Ким Чен Ына на VII съезде Трудовой Партии Кореи в мае 2016 г. самостоятельное объединение Кореи было отнесено к числу главнейших государственных целей. К сожалению, большинство наших международных аналитиков и экспертов пропустили тогда мимо ушей это, без сомнения, знаковое заявление главы северокорейского государства. А жаль. Ведь если бы они имели адекватное представление об иерархии ценностей руководства Севера, которые, в свою очередь, определяли и определяют логику его внешнеполитической линии, то это позволило бы им давать происходящим на Корейском полуострове событиям гораздо более взвешенные оценки.
Трактовать недавнее заявление руководства КНДР о приостановке ракетных испытаний как признак слабости Пхеньяна, будто бы припёртого к стенке американскими санкциями, может только либо очень предвзятый, либо совершенно не разбирающийся в корейском вопросе политолог. Экономические санкции и торговое эмбарго, разумеется, наносят Северной Корее урон, но её плановая экономика мобилизационного типа, в отличие от рыночной, открытой, обладает несопоставимо более мощными степенями защиты. Носящая распределительный и отчасти нетоварный характер, она вообще гораздо менее зависит от благосклонности "зарубежных партнёров", нежели экономика накрепко "ввинченных" в мировое глобальное хозяйство и потому не вполне самодостаточных в экономическом отношении стран.
Несмотря на планомерно ужесточаемые санкции, КНДР довела задуманное до конца: ракеты различной дальности, вплоть до межконтинентальных, равно как и ядерные заряды к ним, на протяжении 2016-2017 гг. были успешно испытаны. Отныне они – реальность. И потому именно теперь, а не раньше, последовало обещание воздержаться от новых запусков. Любому непредвзятому наблюдателю должно быть вполне очевидно, что сами по себе ракетные пуски и взрывы на подземных полигонах для Северной Кореи не самоцель. Они для неё – лишь средство к достижению цели: обретению гарантии от агрессии западного сообщества и "демократизации" себя по югославскому, иракскому или ливийскому образцу.
Максимально возможный в их условиях запас ракет и ядерных боеголовок создан. Создать больший не позволяют пока производственные и экономические возможности КНДР. Принимая во внимание эти факторы, заявление северокорейского руководства о переориентации на развитие экономики следует расценивать как вполне разумное и логичное. Разумеется, до воплощения в жизнь мечты нескольких поколений корейцев о национальном воссоединении пока ещё очень далеко.
Причём, препятствовать тому будет не только Вашингтон, для которого корейское воссоединения на принципах и условиях Пхеньяна будет означать крупнейшее со времён вьетнамской войны внешнеполитическое поражение, но и ряд иных обстоятельств.
За семь десятилетий самостоятельного существования и в КНДР, и в Южной Корее вполне оформились политические элиты, объективно трудно стыкуемые друг с другом. В Пхеньяне видят преодоление этой объективной трудности в реализации предложенной в своё время Гонконгу Китаем формулы: одна страна – две системы. Но все ли в политических и, главное, в финансовых кругах Юга на деле готовы под такое подписаться?
Как говорится, поживём – увидим. Первый важный шаг в этом направлении сделан.
Игорь Бойков, КМ.ру