"Новый старый" кабмин. От перемены лиц курс Правительства не меняется
Дмитрий Медведев предложил несколько кандидатур в состав нового старого правительства. Пока известно об основных вице-премьерах. Так, например, ожидается серьезное продвижение министра финансов Антона Силуанова, который может стать первым вице-премьером, сохраняя прежние полномочия. И такое, по сути, совмещение должностей может стать беспрецедентным в истории постсоветской России.
Из других предложений: вице-премьера, ответственного за реализацию социальной политики, а также политики в сфере труда, пенсионного обеспечения и здравоохранения, предложена Татьяна Голикова, которая была главой Счетной палаты. Заместителем главы кабмина по вопросам сельского хозяйства, по мнению Медведева, должен стать Алексей Гордеев, а по вопросам строительства — Виталий Мутко. По вопросам, которые касаются развития транспорта, связи, цифровой экономики предложен Максим Акимов. Ну, а отвечать за культуру и спорт может Ольга Голодец.
Что интересно, в предложениях нет таких имен, как Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Сергей Приходько, Дмитрий Рогозин и некоторых других. Нет и Алексея Кудрина, которому некоторые СМИ прочили место в новом правительстве.
В любом случае, перестановки незначительны – идеи Кудрина будут продвигаться через Силуанова, президент доволен действиями правительства и финансово-экономического блока, поэтому и менять ничего особенно не намерен. Однако все "непопулярные меры" надо успеть провести за пару-тройку лет, потому что потом начнется активная фаза передачи власти. Ну, а дальше – уж как пойдет. Об этом в интервью Накануне.RU рассказал политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве Павел Салин.
Вопрос: Основные персоналии нового Правительства озвучены, как оцениваете? Было ли что-то неожиданное?
Павел Салин: Пока лично для меня на персональном уровне изменения чуть меньше, чем ожидались, но при этом ожидалось изменение правительственного курса и, судя по рекомендациям на вице-премьерские посты, правительственный курс сохранится лишь с небольшими вариациями. В пользу этого свидетельствует так называемый "майский указ" Владимира Путина, где не предусмотрено каких-то сверхмер и какой-то специальной политики, по сравнению с той политикой, которую проводило правительство в предыдущие годы. Так что это явный сигнал, что курс Правительства остается прежним, будут некоторые акценты по-другому расставлены, но все останется по-прежнему. Президент шлет сигнал, что он доволен работой и Правительства в целом, и в особенности финансово-экономического блока.
Вопрос: Отсюда и повышение Антона Силуанова?
Павел Салин: Повышение Силуанова до первого вице-премьера, пока единственного в Правительстве, - это весьма красноречивый сигнал. К тому же, если он сохранит за собой пост министра финансов, о чем есть информация, то это будет беспрецедентная ситуация вообще за историю постсоветской России – никто никогда не был еще первым вице-премьером и одновременно главой Минфина. Был Алексей Кудрин, но он был просто премьером и главой Минфина. То есть здесь явно президент шлет сигнал, что доволен работой финансово-экономического блока и одновременно, что Кудрин (а Силуанов относится к его команде) будет иметь определяющее влияние на финансово-экономическую политику правительства.
А что касается остальных назначений, перемещений – мы видим, что большинством вице-премьеров президент доволен, поэтому они либо корректируют свою деятельность, как госпожа Голодец, либо повышены, как Сиуланов. Единственное, что тоже прогнозировалось, кем были недовольны из вице-премьеров – это Рогозин, который покинет правительство.
Вопрос: Почему Голикова из Счетной палаты переходит на социальную сферу? Это приоритет для Владимира Путина?
Павел Салин: Пока состав на уровне вице-премьеров говорит в пользу того, что Путин хочет сохранить баланс. То есть он назначает такие кандидатуры, которые должны не позволить, условно говоря, правительству "увлечься" расходами на социальную сферу. То есть, чтобы, с одной стороны, реализовывать те задачи, которые в его указе прописаны, а с другой стороны – не дать бюджету "уйти в минус", что называется. За этим будут следить и Силуанов, и Голикова. Потому что у нее репутация, как и у Силуанова, жесткого финансиста, который следит за тем, чтобы не уйти в минус.
И да, естественно, будет приоритет социальный, в указе много мер содержится социального плана и, с одной стороны, социальные программы, а с другой стороны, там такие инфраструктурные реформы. Социальный приоритет – это попытка заключить новый "социальный контракт" после "майских указов" 2012 года с населением.
Мне кажется, что социальные программы заработают, будут более-менее реализованы этим составом правительства. А что касается инфраструктурных – то здесь, я думаю, все будет "пробуксовывать".
Вопрос: Другое назначение, которое немного удивило, - строительная сфера у Виталия Мутко. Он ведь не связан ни с футболом (за что отвечал раньше), ни со строительством. Чего ожидать?
Павел Салин: Господин Мутко связан с самым главным, что делает его на 100% эффективным менеджером – он связан с Владимиром Путиным.
То есть тут принцип "мы своих не бросаем". Это уже несколько более мягкое повторение раннего варианта, когда на Путина давили, чтобы он Мутко отправил в отставку. А он вместо отставки, наоборот, его повысил. Здесь - то же самое – президент получил достаточно серьезный заряд легитимности на выборах в марте, и часть этой легитимности расходует на поддержание на плаву фигур, которые явно не пользуются общественным одобрением, как Мутко.
Если человек входит в ближний круг и не дал причин сомневаться в своей лояльности – а Мутко таких оснований не давал – то он может рассчитывать на очень многое, практически на то, что ему отпустят все грехи.
Вопрос: Почему Рогозин уходит из правительства?
Павел Салин: Из всех вице-премьеров наиболее определенная была судьба у Рогозина по совокупности факторов. Во-первых, что самое главное, он не "свой" для Путина и не имеет влиятельных покровителей, как некоторые другие вице-премьеры. Плюс – на это наложилось то, что им весьма недовольны, на его счету много провалов – по космической отрасли, по оборонно-промышленной. Что-то было объективно, где Рогозин ничего не мог сделать, но большинство моментов – субъективны, где Рогозин показал себя слабым менеджером.
Был и "Ростех", для которого Рогозин не был "своим", хотя он всячески демонстрировал свою лояльность. Корпорация давно хотела своего протеже поставить, поэтому Юрий Борисов является таким протеже – его в свое время продвинули в Минобороны, чтобы он там продвигал интересы корпорации, и вот сейчас его повысили до вице-премьера благодаря лоббистским усилиям.
Вопрос: Предполагалось, что Шувалов может уйти, но о нем пока ни слова – уйдет?
Павел Салин: Понятное дело, что он в Правительство не войдет, но для него, в отличие от Рогозина, я не уверен, что это наказание. То есть с учетом того, что он давно уже разрывался между госслужбой и наличием серьезных интересов, в том числе за рубежом, активов и прочего, то сейчас на двух стульях сидеть нельзя, и для него это оптимальный выход.
Очень может быть, что он сам попросился, и его отпустили по-хорошему, потому что сейчас очень многие хотят уйти с госслужбы (те, кто имеют интересы, не очень совместимые с антизападным курсом власти). Вот у Рогозина нет таких интересов, поэтому для него уход из Правительства – однозначно наказание. Для господина Шувалова, если его отпустили по-хорошему, это, наверное, приобретение.
Сейчас многие чиновники хотят уйти с госслужбы, но боятся того, что если они слишком сильно будут настаивать, то это будет воспринято президентом как предательство в условиях конфронтации с Западом со всеми вытекающими. Только уйдешь с госслужбы – сразу появятся с претензиями ребята в погонах. Так что, его в правительстве не будет, и не факт, что он этим недоволен.
Вопрос: Максиму Орешкину прочили курирование так называемых "технократических реформ" и серьезное продвижение. Но о нем тоже пока ничего неизвестно. Какие прогнозы?
Павел Салин: Да, ходили до последнего времени упорные слухи, что все-таки Орешкин станет одним из вице-премьеров, который будет отвечать за реформы технократические. Надо будет еще посмотреть, какой будет полный состав Правительства - может быть, на министерском уровне корректировки произойдут или какие-то группы будут образованы по этому вопросу. Но создается впечатление, что власть все-таки решила пока технократические реформы притормозить, потому что это может привести к потере управляемости. Большой вопрос, какое будущее ждет Орешкина.
Вопрос: А приближенный к премьеру Аркадий Дворкович, имя которого всплывало в истории с арестом братьев Магомедовых – что будет с ним?
Павел Салин: Действительно, другой большой вопрос – насчет Дворковича. Потому что насчет его перспектив в Правительстве я не сомневался, он из команды Медведева, но какое будущее его ждет в Правительстве или за пределами Правительства? Если он, как давно того добивался, будет назначен в какую-нибудь госкорпорацию - это вообще можно расценивать, как повышение. Хотя я не уверен, что его кто-то пустит в какую-либо корпорацию.
Вопрос: Мы с Вами не так давно обсуждали будущее Кудрина в новом правительстве, однако, кажется, что он остался вне состава?
Павел Салин: Да, тут, наверное, сыграл свою роль персональный момент, потому что он, наверное, не прочь был бы занять пост, который занял Силуанов, но здесь сыграл фактор 2011 года и история с Медведевым. Было бы нелогично и для Медведева некомфортно с аппаратной точки зрения, если бы чиновник, которого он показательно выгнал из Правительства, вернулся. Это серьезный удар по позициям Медведева был бы. Но повышение господина Силуанова – это фактически повышение Кудрина.
Потому что де-факто Кудрин в 2011 году из правительства никуда не уходил, его курс, проводимый и до 2011 года, также проводился. И залогом проведения этого курса был Силуанов как представитель его команды. А сейчас представителя команды Кудрина повысили до единственного первого вице-премьера. Так что, условно говоря, Кудрин пришел на пост первого вице-премьера в Правительство, но в лице Силуанова. Ну, а то, что он не лично пришел – это уже личный момент. Учли, наверное, пожелания Медведева сохранить лицо. К тому же Медведеву в обмен на то, что близкие к нему группы влияния теряют ресурсную базу активно (ситуация вокруг Магомедовых – это только вершина айсберга), ему дали усилить свои позиции, потому что Константин Чуйченко на посту главы аппарата Правительства – это 100% его креатура, в отличие от Приходько. И Акимов на посту вице-премьера, отвечающего за цифровую сферу – это тоже на 100% креатура Медведева. Посмотрим, что будет с Дворковичем, но в целом можно сказать, что аппаратно в Правительстве Медведев свои позиции упрочил.
Вопрос: В любом случае, насколько прочны будут его позиции при проведении реформ? Активно муссируется тема, что Медведев назначен только чтобы быстро провести "непопулярные" реформы с возможностью в 2021 году покинуть правительство. Как Вы на это смотрите?
Павел Салин: Просто текущая ситуация элитой воспринимается как транзитная – это принципиальное отличие от 2012 года. В 2012 году там нужно было "проскочить" президентские выборы, их легитимировать, и все – можно было забыть, расслабиться если не до 2018, то до 2016 года. Что элита и сделала. Выборы проскочили и дальше пошло "закручивание гаек".
Сейчас такого нет - сейчас президентские выборы, инаугурация, объявление состава нового Правительства. Это не какая-то точка, после которой можно расслабиться – это всего лишь отрезок на прямой транзита власти. Политическая система переходит из одного качества в другое. Так это воспринимается элитой и так это воспринимается, наверное, будущим составом Правительства.
Действительно, это Правительство точно не на 6 лет, но и, наверное, не на 6 месяцев. С уверенностью они могут смотреть на ближайшие 2-3 года. У них мандат, скорее всего, только года на 2-3, потому что после этого, если не будет каких-то внешних вмешательств (имею в виду экономические вмешательства), то у нас точно уже не позже 2021 года начнется активная фаза транзита власти, которая может быть сопряжена не только с персональными перестановками, но и серьезными структурными изменениями. Поэтому, да, у этого Правительства мандат, скорее всего, года на 2-3.