"Курс на жесткую экономию в новом кабмине усилится"
Владимир Путин подписал Указ о структуре федеральных органов исполнительной власти. Новый кабинет министров будет представлен десятью вице-премьерами, включая первого заместителя председателя Правительства. Изменение количества вице-премьеров в большую сторону произошло из-за разделения полномочий в некоторых ведомствах.
Дмитрий Медведев, утвержденный в должности председателя, ссылаясь на то, что действующая структура доказала свою работоспособность, отказался от масштабных изменений, тем не менее, внес ряд предложений для "оптимизации исполнительной власти". Министерство связи и информационных технологий должно быть преобразовано в Министерство цифрового развития – Медведев обосновал это изменение реализацией перехода на цифровую экономику. За сотрудничество с зарубежными партнерами вместо Министерства экономического развития будет отвечать Министерство промышленности.
Оптимизация обернулась разветвлением такой важной сферы, как образование: теперь Минобр – это две отдельные структуры – среднее образование разделили с высшим и наукой. Росмолодежь и Рособрнадзор перейдут от Минобрауки в прямое подчинение Правительству.
А главное – появится новая должность, совмещающая обязанности первого вице-премьера и министра финансов, на этот пост назначат Антона Силуанова. Об этом еще неделю назад Дмитрий Медведев сообщил на встрече с фракцией своей партии, тогда же он озвучил кадровые перестановки и объявил о том, что назначит Татьяну Голикову вице-премьером по здравоохранению, Виталия Мутко – вице-премьером по вопросам строительства, а Алексея Гордеева – вице-премьером по сельскому хозяйству, за "связь" (а по-новому – "цифровое развитие") поручено отвечать Максиму Акимову.
О том, чем оправданы перестановки в кабинете Медведева и стоит ли теперь ожидать изменений в губернаторском корпусе, в интервью Накануне.RU рассказал директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве Павел Салин.
Вопрос: Путин утвердил новую структуру кабмина, вопрос по кадрам пока открыт. Как считаете, чего еще стоит ожидать от новой структуры в целом?
Павел Салин: Ожидать ничего принципиально нового не стоит, таких ожиданий даже не было, когда еще не было известно ни структуры Правительства, ни даже кандидатур вице-премьеров. Было ясно, что курс в целом останется прежним. Сейчас мы видим, что фактически это пролонгация полномочий кабинета Дмитрия Медведева, скорей всего, и кадровый состав останется прежним с некоторыми очень незначительными изменениями, которые могли быть сделаны в любой период с 2012 по 2018 гг.
И ожидать чего-то нового от старого кабинета министров с учетом тех неофициальных целей, которые перед ним поставлены, а неофициальные цели – это удержание социально-экономической ситуации перед лицом внешнего давления и внешних вызовов, не приходится.
Вопрос: Но вот из нововведений – совмещение поста министра финансов и первого вице-премьера, зачем такое сращивание и о чем оно говорит?
Павел Салин: Совмещение позиции первого вице-премьера, который занимается всем макроэкономическим блоком, с позицией министра финансов обусловлено тем, что новое Правительство будет более жестко контролировать расходы, во-первых, а, во-вторых, реализована концепция технократической реформы повышения эффективности государственного управления. Чем меньше звеньев, чем меньше начальников в какой-либо структуре, тем меньше бюрократической возни и аппаратных войн. Потому что когда вице-премьер – один человек, а министр финансов – другой, хоть и министр финансов, ему формально подчиняется, все равно будут возникать трения, бюрократические проволочки или даже интриги. А здесь один человек, соответственно, гораздо меньше согласований. То же самое касается совмещения поста вице-премьера по сельскому хозяйству и министра сельского хозяйства.
Вопрос: Это усиление позиций Силуанова о чем говорит? Что остается неолиберальный курс, равнение на цифровую экономику в тренде?
Павел Салин: Ну, за цифровую экономику не господин Силуанов будет отвечать, а господин Акимов. А назначение Силуанова означает, что президент доволен тем жестким подходом к государственным расходам, который демонстрировало прежнее Правительство. Некоторые критики называют этот подход бухгалтерским, можно и так называть. Это жесткий контроль за расходами, и дальше будет продолжаться курс на консолидацию ресурсов, опять же для того, чтобы были резервы, чтобы выстоять перед внешним давлением. Только в данном случае курс утяжеляет другой вице-премьер – госпожа Голикова, которая тоже известна своим жестким подходом.
Поэтому, с одной стороны, она будет реализовывать социальные программы, власть планирует масштабные вливания, с другой стороны, будет достаточно жестко модерировать финансовые потоки, то есть тот курс на системных либералов, на всеобщую экономию, он помимо того, что в прежнем Правительстве был представлен Силуановым, сейчас будет представлен еще и Голиковой.
Вопрос: Да, интересно ее возвращение в Правительство в качестве вице-премьера, а что скажете о новых полномочиях Ольги Голодец – они некоторых немало удивили, почему ее назначили премьером по культуре и спорту, как считаете?
Павел Салин: К Голодец просто не было претензий, так и происходит, когда нет претензий и человек сам изъявляет желание остаться на посту вице-премьера. Например, к Рогозину были претензии, как к управленцу, его с поста вице-премьера сняли, хотя он и не прочь был остаться, мягко говоря. А к госпоже Голодец не было претензий, но нужно было поставить более жесткую фигуру в лице Голиковой. Соответственно сделали еще один пост вице-премьера отдельно по курированию тех отраслей социальной сферы, которые не являются приоритетными с точки зрения финансовых расходов. Там можно вести себя с финансовой точки зрения более свободно.
Вопрос: А что означает предстоящее назначение Алексея Гордеева вице-премьером по агропромышленному комплексу? Это его укрепление во власти?
Павел Салин: Здесь, я думаю, это чисто аппаратные моменты. Господин Ткачев представляет интересы южных агрохолдингов и связанного с ними агробизнеса, холдингов юга России, не только чисто агрохолдингов, но и розничных сетей. А господин Гордеев представляет интересы агрохолдингов центральной России. Лоббистской группе, которую представляет господин Гордеев, удалось убедить президента в необходимости замены. Я здесь принципиального изменения подхода не вижу, потому что как уходящий министр Ткачев делал ставку на крупные агрохолдинги, так и господин Гордеев будет делать на это ставку по одной простой причине – именно он является идеологом того курса, который проводил господин Ткачев. Основа того курса, которая идет сейчас в сельском хозяйстве, была заложена в первой половине – в середине нулевых годов именно господином Гордеевым, это масштабные инвестиции в сельское хозяйство, импортозамещение на основе формирования крупных агрохолдингов.
Вопрос: Как прокомментируете новую должность Виталия Мутко – "вице-премьер по строительству"? Не слишком эксцентричное решение, как сказал Медведев, что раз Мутко не пускают на Олимпиаду, пусть дома строит?
Павел Салин: Здесь действует формула, что президент "своих не сдает", это уже вопрос не аппаратный и не политический, вопрос личных отношений, господин Мутко входит "в обойму", ему многое спускается с рук, что не прощается другим. Он лоялен, во-первых, а во-вторых, сейчас отправить его в отставку – значит спровоцировать волну слухов на Западе, которые начнут обыгрываться в прессе, что Россия прогибается под внешним давлением. Чем больше Запад будет давить на Владимира Путина, тем прочнее будут позиции Мутко.
Вопрос: Что касается структуры самих ведомств, изменения ждут сферу образования – насколько оправданы предложения Медведева в этой сфере?
Павел Салин: Смотря с какой точки зрения целесообразно – есть аппаратные моменты: мы видим, что против госпожи Васильевой последние два месяца до середины апреля шла достаточно интенсивная кампания, либеральная группа влияния была недовольна перспективами сохранения ею поста министра образования в Правительстве, в то же время у госпожи Васильевой есть влиятельные аппаратные покровители. Принято соломоново решение – уж если ей действительно больше нравится то, что называется "просвещением", то ей решено отдать этот школьный блок среднего образования, а представителям либерального блока отдать высшее образование и науку. И вашим, и нашим.
Вопрос: Интрига пока остается – кто станет министрами? Какие прогнозы о губернаторах? Будет ли смена элит?
Павел Салин: В корпусе губернаторов сейчас в принципе, я так понимаю, особых перемен не планируется. У нас каждый год проходит ротация, но в этом году внимание приковано именно к федеральному уровню, остается не больше месяца для того, чтобы поменять губернаторов, нужно, чтобы одно на другое не накладывалось. Особой смены губернаторского корпуса не будет, ничего чрезвычайного не произойдет, потому что не будет замен, скорей всего, практически никаких в министерском корпусе. Да и не будет таких вещей, как было это раньше в 2012 г., когда нескольких министров, замминистра сельского хозяйства, министра сельского хозяйства отправили как раз на посты губернаторов, потому что нужно было просто людей трудоустроить. Сейчас таких масштабных перестановок на федеральном уровне власти не планируется, поэтому и региональный уровень власти это вряд ли затронет. И ожидания, которые существуют в отношении Петербурга того же – не факт, что они оправдаются.
Вопрос: Среди министров тоже ожидать изменений не стоит?
Павел Салин: Что-то из ожиданий на изменения оправдается, может быть, по Министерству науки, по новому Министерству цифровых технологий, то есть будут точечные перестановки, но это не замена кабинета министров в 50-70%, как ожидалось.