В Гааге признали Крым российским?
Одной из основных новостей, активно освещаемых последние несколько дней киевскими СМИ, стало решение Гаагского арбитража, вынесенное по "крымским" искам 18 украинских компаний. Из-за проводимой судом политики конфиденциальности мы пока не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что именно решила Гаага, но западные медиа утверждают, что арбитраж признал правоту истцов и дал добро на взыскание с России 159 млн долларов.
Суть исков проста. Украинский бизнес требует компенсировать ему убытки, связанные с национализацией, объявленной в Крыму после присоединения полуострова к России. Причем значительная часть исков была подана компаниями, связанными с олигархом Игорем Коломойским. Так, в частности, речь идет о телерадиокомпании Жиса, входящей в группу медиахолдинга "1+1", связанной с "Приватбанком" фирме-застройщике "Эверест Истейт", владевших землей в Крыму компаниях "Дилайн ЛТД" и "Дайрис", а также – о санатории "Энергетик".
Из фигурирующих в решении 159 млн, 130 – это якобы непосредственно компенсация ущерба, 20 млн – выплата процентов, остальное – судебные расходы. Изначальная исковая сумма была примерно в полтора раза больше, однако, арбитраж, судя по всему, решил удовлетворить требования Коломойского и компании только частично. Помимо уже удовлетворенных, несколько исков украинских компаний к России еще находятся в суде. Кроме того, такие крупные предприятия Незалежной, как "Укрэнерго" и "Нафтогаз" обещают тоже обратиться в арбитраж – причем, их претензии будут измеряться уже миллиардами. А украинская генпрокуратура обещает взыскать с России деньги за "воду и воздух": пространство для авиаперелетов и судоходства.
Приглашенные украинскими СМИ эксперты потирают руки, рассказывая о том, как Киев будет изымать и пускать с молотка российское государственное имущество по всему миру... Однако, на практике – не все так просто.
Во-первых, Россия участвовать в процессе банально не стала. А согласно документам, регулирующих деятельность арбитража, его решения обязательны только в тех случаях, когда на рассмотрение согласны обе стороны. Сейчас же арбитраж просто высказал свое мнение – и не более того.
Во-вторых, чтобы арестовать и продать какое-то российское государственное имущество, даже если бы решение суда было официально признано, российскую собственность сначала нужно было бы найти – причем такую, которая не будет находиться под государственным иммунитетом. А это - ох как непросто.
И, наконец, в-третьих, украинские компании вместе с Гаагским арбитражем в ходе разбирательств и так уже косвенно признали российскую принадлежность Крыма. Любые же попытки взыскания будут свидетельствовать о том, что Крым признан российским окончательно и безвозвратно.
В любом случае, Министерство юстиции РФ и пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков уже объявили о том, что Москва себя не считает стороной в деле, поэтому никаких практических последствий Гаагский арбитраж с его решениями пока что для нас не имеет. И, кстати, даже не участвовав в процессе, Россия все равно имеет право подать апелляцию на решение Гаагского арбитража. Будет ли это сделано – покажет уже самое ближайшее время.
Пока же слухи о том, что России якобы придется разлучиться из-за крымской национализации с крупной суммой денег, не подтверждены ничем. Рассчитывать на компенсацию ущерба могут лишь те, кому эту компенсацию назначали органы власти самого Крыма. Причем это право не распространяется на самого активного истца - Игоря Коломойского. Ведь олигарх, начиная с 2014 года, является фигурантом уголовного дела об убийствах и военных преступлениях, и, согласно законодательству РФ, не может рассчитывать на российские деньги.
В общем, слухи о гаагской "катастрофе" оказались сильно преувеличенными.