Путин утвердил кабмин: кто назначен, а кто остался за бортом?
Медведев на новом сроке потерял гораздо больше, чем приобрелВладимир Путин сегодня утвердил новый состав Правительства.
Министерство образования, разделенное на два разных ведомства, возглавили Ольга Васильева – она стала министром просвещения, и экс-глава ФАНО Михаил Котюков – он назначен министром науки и высшего образования.
Владимира Пучкова на посту министра МЧС сменил ленинградец, выходец из КГБ Евгений Зиничев, работавший в личной охране Путина и запомнившийся тем, что в 2016 г. трудился губернатором Калининградской области несколько месяцев и подал в отставку.
Министром природных ресурсов и экологии назначен губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин (считается представителем группы Геннадия Тимченко), он сменил Сергея Донского, Дмитрий Патрушев (сын главы Совбеза РФ Николая Патрушева) сменил "лоббиста южных агрохолдингов" Александра Ткачева на посту министра сельского хозяйства.
Нового главу получило Министерство строительства и ЖКХ – тюменский губернатор из "собянинской группы" Владимир Якушев вступит в должность вместо Михаила Меня.
Социальный блок не поменял главных лиц, что говорит о том, что политика урезания бюджетных сфер продолжится.
Первым вице-премьером стал Антон Силуанов, должности вице-премьеров покинули Аркадий Дворкович, Сергей Приходько, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов и Александр Хлопонин.
О чем говорят новые назначения, а также кто и почему остался "за бортом" – в беседе с Накануне.RU рассказал директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.
Вопрос: Сегодня Путин утвердил новый состав Правительства – 10 заместителей председателя и 22 министерства, как можете прокомментировать назначения?
Павел Салин: Что касается состава, там есть отдельные, точечные изменения, которые связаны чисто с аппаратными причинами, не с политическими. Фактически когда определился состав вице-премьеров, стало ясно, что Правительство не допускает даже ограниченное изменение курса. Будет абсолютно прежний курс. А если это так, значит, и менять людей не нужно. Поэтому все кадровые и структурные изменения, которые произошли, – чисто аппаратные, не идеологические. Замена в Минсвязи Никифорова обусловлена тем, что нужно было поставить на его место господина Носкова из-за того, что такое условие выдвинул господин Акимов, ему нужно обеспечить реальное выполнение своих полномочий в сфере цифровизации экономики, реализовать этот проект.
Вопрос: Новый министр по МЧС Зиничев – его почему поставили?
Павел Салин: Это бывший замдиректора ФСБ, выходец из охраны Путина, короткое время до Алиханова был губернатором Калининградской области, ему там не понравилось. Ушел на замдиректора ФСБ с перспективой роста. Потому и получил эту должность – его надо было куда-то трудоустроить, вариант с директорством в ФСБ по каким-то причинам не прошел, ему дали самостоятельное ведомство. Переходил он на пост замдиректора ФСБ с перспективой повышения, вот его и повысили.
Вопрос: Дмитрий Патрушев сменил Александра Ткачева на посту министра сельского хозяйства, он представитель так называемых "наследников" элиты? Сын экс-директора ФСБ, а с 2008 г. – секретаря Совбеза Николая Патрушева. Что можно сказать о его назначении?
Павел Салин: Здесь господин Патрушев будет сдерживать аппетиты агрохолдингов центральной России, которые представляет господин Гордеев, потому что господин Патрушев играл примерно такую же роль в отношении аппетитов агрохолдингов юга России, когда был главой "Россельхозбанка", а господин Ткачев лоббировал интересы этих холдингов. Здесь был определенный противовес, что приводило к постоянным конфликтам. Теперь, наверное, будет то же самое, только поменялся статус господина Патрушева.
Вопрос: Также нового главу получило Министерство строительства и ЖКХ – губернатор Тюменской области Владимир Якушев сменил Михаила Меня.
Павел Салин: Поменяли на Якушева, потому что, условно говоря, Ротенбергам нужен министр, который будет лоббировать расширение программы реновации на крупнейшие города. Собянин как московский мэр не может этого сделать, в силу понятных причин. Остальные изменения объясняются аппаратными причинами. К министру транспорта Соколову накопились претензии – его поменяли на зама и все.
Вопрос: Еще один губернатор пошел на повышение, министром природных ресурсов и экологии назначен губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин, он сменил Сергея Донского – неожиданное решение?
Павел Салин: Насчет Кобылкина большой вопрос, потому что, мне кажется, что должность главы Минприроды, если она останется прежней с точки зрения ресурсного наполнения, гораздо менее привлекательна, чем должность губернатора Ямала, несмотря на то, что, вроде бы, с формальной точки зрения – это безусловное повышение. Поэтому нужно смотреть, какие именно задачи на новом посту будет реализовывать господин Кобылкин, какие будут у него формальные и самое главное – неформальные полномочия.
Вопрос: А что касается тех, кто остался "за бортом" – Дворкович, например?
Павел Салин: Ну, с Дворковичем все ясно стало, когда было принято решение по вице-премьерам. По группе Медведева сейчас плотно работают оппоненты, из-под нее выводят ресурсную базу, потому что нас впереди ждет транзит власти, и группа Медведева является одной из претендентов на активное участие в этом процессе. А чтобы активно участвовать, нужно ресурсное наполнение. Наполнение возможно через контакты с бизнесом, а контакты с бизнесом у группы Медведева шли в основном через Дворковича. Сейчас эту ресурсную базу из-под группы Медведева вышибают и, естественно, выбили фигуру Дворковича.
Именно поэтому Медведев в качестве компенсации получил два других вице-премьерских поста – Акимов и Чуйченко, а также неназначение Кудрина в Правительство. Уход Дворковича – серьезная потеря для Медведева, но ему это с лихвой компенсировали.
Вопрос: С чем связно неназначение Рогозина?
Павел Салин: Группа "Ростеха" просто поставила человека, с которым им удобно работать. Здесь сошлось то, что к Рогозину очень серьезные претензии были как к управленцу, он очень много ошибок допустил, и у группы "Ростеха" был интерес поставить человека, который стопроцентно ее, который и в Минобороны доказал, что может лоббировать интересы "Ростеха", и потому поставили Борисова.
Вопрос: Социальный блок почти остался прежним – Мединский, Васильева, Скворцова. Продолжат свои старые традиции?
Павел Салин: Что касается Васильевой, то понятно, что лоббировали ее уход, но у нее тоже есть свои аппаратные ресурсы, и за нее вступились лоббистские силы, потому был реализован вариант с разделением ведомства. Не уход Мединского, конечно, несколько меня удивил, потому что все-таки в большом количестве скандалов он был засвечен, и в отличие от Мутко, конечно, не входит в обойму президента. В этом заслуга самого Мединского, который в последние несколько месяцев проделал колоссальную работу по консолидации всего медийного аппаратного ресурса. Это увенчалось успехом.
Вопрос: Васильева осталась над школами, но появился Котюков, который будет отвечать за науку и высшее образование – почему он?
Павел Салин: Котюков – руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО России), которое занималось реформой РАН. И он как занимался жестким администрированием науки, так и будет этим заниматься. Посмотрим, что будет с высшим образованием. Котюков – это представитель тех, кого называют "эффективными менеджерами", то есть консолидация ресурсов. Если скажут резать – будет резать жестко. Он зарекомендовал себя именно на посту заместителя министра финансов, это финансист из группы системных либералов, жесткий администратор.
Вопрос: Что можно сказать о заместителях председателя Правительства?
Павел Салин: В целом курс остается прежним, сторонники консолидации ресурсов, наполнения и сохранения резервов даже получили повышения в лице господина Силуанова. Два новых вице-премьера – это креатура Дмитрия Медведева, частичная компенсация за уход господина Дворковича. Медведев теряет гораздо больше, чем приобретает.
Вопрос: Каких ждать перестановок в Администрации президента?
Павел Салин: Что касается перестановок, я думаю, что серьезных не будет, примерно как в Правительстве – будут какие-то аппаратные изменения. Повторюсь, нет кардинально новых задач, во-первых. А во-вторых, прежний состав администрации очень хорошо отработал на выборах, обеспечил Путину высокий результат, потому им опасаться нечего. Но технические перестановки могут быть – замена главы управления внутренней политики, например, но на уровне главы и замглавы АП перестановок не будет.