Рублем, а не "уголовкой": у российских властей никак не получается наказать хоть кого-то за санкции США
Даже ВТБ решил поддержать санкционную политику Штатов против ДерипаскиВозможные ответы со стороны российского властного и предпринимательского сообщества на введенные санкции США и прочих государств все более непоследовательны. С одной стороны доминирует желание "ударить" супостата, коллективный Запад, посильней его же оружием, то есть различными ограничительными мерами и запретами, с другой – имеется четкое понимание, что ответные действия нанесут скорее ущерб нам самим. Отсюда – наблюдаемое раздвоение в озвучиваемых проектах и конкретных действиях. Что не так с "контрсанкциями"?
23 мая совет по законотворчеству Государственной думы РФ обсудил проект поправок в Уголовный кодекс страны, которые предусматривали ответственность за исполнение санкций против нашей страны со стороны США и иных государств. Общая позиция при обсуждении законопроекта – перевести наказание за выполнение санкционных действий внутри России из УК РФ в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), что позволит избежать бизнесу и прочим структурам уголовной ответственности и перевести спор в сферу денежных отношений.
Характерно, что за смягчение санкций в отношении, простите за каламбур, западных санкций выступил даже представитель КПРФ Иван Мельников, первый заместитель председателя нижней палаты российского парламента. В обоснование своей позиции коммунист Мельников сослался на… общее мнение предпринимательских кругов. Что говорить о самих представителях крупного российского бизнеса и их лоббистах?
Яснее и четче всего консолидированную позицию здесь выразил присутствовавший на заседании глава "Российского союза предпринимателей и промышленников" (РСПП) Александр Шохин, сказавший, что в документ необходимо внести несколько ключевых поправок. Первое – если отказ от исполнения санкций обусловлен вредом или ущербом для России, то соответствующие действия не попадают под наказание. Второе – определение закрытых случаев, когда определенные действия подпадают под формулировку с наказанием. Согласно высказыванию Шохина, необходимо сохранить уголовную ответственность за призывы к введению санкций. Очевидно, если одни раздаются из России и произведены российскими гражданами.
Один из инициаторов принятия закона об "уголовке" за исполнение санкций США спикер Госдумы Вячеслав Володин настаивает на том, чтобы при принятии бюджета государство оставляло за собой право на меры по защите попавших под каток предприятий и отраслей промышленности. "Надо защитить и наших бизнесменов", – отметил Володин, не называя, впрочем, конкретных имен.
Еще характерное высказывание участника сегодняшнего заседания, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова: "В уголовной ответственности остаются действия, направленные на усугубление режима санкций и публичные призывы". Первый зампред фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев (тоже застрельщик проекта) заявил, что через неделю, к 30 мая, новый вариант законопроекта будет представлен правительству Дмитрия Медведева.
Что в итоге войдет в закон и какие реально меры ответственности будут в нем прописаны, остается загадкой. В Госдуме сейчас декларируют одно, а по факту со стороны крупного бизнеса (и, кстати, бизнеса с госучастием) в стране наблюдается совершенно противоположная картина. Санкции США и Запада капитаны и "рулевые" российской экономики бросились исполнять, едва ли не обгоняя друг друга!
Председатель правления крупнейшего и системообразующего в промышленности ВТБ Андрей Костин отрапортовал, что возглавляемое им кредитное учреждение прекратило финансирование компаний Олега Дерипаски (прежде всего российского "Русала"). Мол, сама доля таких кредитов у ВТБ и не превышала 2% активов. Более того, Костин еще и пожаловался на несправедливость введенных США санкций лично против него.
Разумеется, этот массовый "плач Ярославны" не направлен "работягам" с Красноярских алюминиевых заводов, не касаются они даже и Дерипаски, а адресованы прямо нашим заокеанским "партнерам". Случай Костина и ВТБ является характерным примером двойственности позиции государства и высшего российского истеблишмента по вопросу об ответственности за исполнение санкций против России со стороны третьих стран. Сюда же можно добавить принципиальное отсутствие госбанков, ведущих сотовых операторов, других крупных игроков на российском полуострове Крым. Который, получается, не признается территорией с российской юрисдикцией отечественным бизнесом?
Двойственность (или растерянность?) прослеживается и в действиях нового-старого премьера Медведева, который еще до переназначения заявлял о необходимости поддержки предприятий Дерипаски. Один госбанк уже отказался финансировать "Русал" из-за внешних санкций, что дальше – прямая господдержка из казны или будут найдены другие варианты?
Ситуация складывается патовой для всех игроков российского происхождения и властей, ранее за помощью в правительство обращались, напомним, и Виктор Вексельберг ("Ренова"), и Алексей Мордашов ("Силовые машины"), недавно из-за персональных проблем с визой у Романа Абрамовича вынужден был дать комментарий пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Нет сомнений, что это только начало и маховик введенных санкций будет в дальнейшем втягивать в свою орбиту все больше и больше представителей российского бизнеса. У которых выбор в действиях, собственно, не особенно и велик – либо принимать установленные США правила игры, либо в России "налететь" на крупный штраф или даже уголовное преследование.
"Во-первых, закон об ответственности еще не принят, а после сегодняшнего обсуждения, очевидно, будет серьезно скорректирован. Вряд ли будут зафиксированы реальные случаи последствий для крупных игроков от введения закона, тем более что основная мысль ясна – перевести уголовную ответственность в штрафы", – прогнозирует в беседе с Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин.
Руководитель Уральского отделения "Фонда развития гражданского общества" Анатолий Гагарин подтверждает, что, скорее всего, законопроект о поправках в УК в изначальном виде не пройдет.
"Понятно, что законопроект будет видоизменяться и видоизменяться в сторону либеральную, так сказать. Наказывать за исполнение введенных США санкций бизнес вредно и глупо, это может привести к непредсказуемым последствиям внутри нашей страны. Что делать – также не очень ясно. Наверное, в Госдуме найдут какой-то "мягкий", компромиссный вариант", – считает Гагарин.
Собеседник признает, что на сегодняшний день нет ясного ответа на вопрос о том, каким образом можно "пригрозить" бизнесу за следование санкциям иностранных держав.
Не исключено, что законопроект об ответственности за санкции сделают (или объявят) таким же "рамочным", как и ранее утвержденный депутатами Госдумы закон об ответных санкциях России.