Пётр Козьма – об "экономики доверия": России стоит поучиться у Мьянмы?
Отсутствие доверия – важный аспект, мешающий более глобальному "восточному развороту" в геополитике России. Претворение в жизнь политических деклараций и реализация амбициозных экономических проектов то и дело срываются из-за опасений "китайской экспансии" или "реваншистских планов" Японии. Эта проблема актуальна не только для России. Эксперт по странам ЮВА, кандидат экономических наук Пётр Козьма в качестве примера приводит Мьянму:
– Китай в Мьянме строит всё для себя – и порт, и трубопровод. Другие проекты ему неинтересны, даже если будет понятно, что будет дана работа китайским компаниям. А японцы – осуществляют коммерческие проекты, чаще всего связанные с логистикой. Это хорошо "привязывает" страну к Японии, но при этом вся эта логистика строится именно для страны, а не для Японии. А это значит, что японцы могут себе позволить не заморачиватсья "целостностью" схемы и исключить те проекты, которые вызовут протест населения. Китайцы так не могут – для них важно, чтобы проект был комплексным, без внешних игроков. Но Япония пока в Мьянме с Китаем несопоставима. Скорее есть конкуренция Япония – Южная Корея.
Китайцы действуют через бизнесменов из своей диаспоры, а через них выходят на руководство партий и на чиновников. Корейской диаспоры в стране нет, поэтому Республика Корея работает, прежде всего, с чиновниками.
Японцы другим Мьянму на крючок посадили – они по репарации старые станки в страны ЮВА отправили. Тем самым и обязательство побежденной страны выполнили, и свой парк станков обновили. А бирманцы сели на этот крючок – потому что станки скоро сломались, а запчасти уже не за бесплатно надо покупать. Плюс бирманский рабочий оказался "подсажен" на японскую культуру промышленного дизайна и мини-логистики, поэтому следующие станки (уже за деньги) покупались снова японские, а не, скажем, советские.
При этом Мьянме удаётся использовать противоречия в интересах своих партнёров, чтобы в итоге снизить свою зависимость от каждого из них. В качестве примера можно привести ситуацию с электростанцией на газу, расположенной на востоке Янгона, в Такете. Она будет питать электричеством специальную экономическую зону с портом в Тилаве, которую строят японцы.
В результате Китай получил в руки рубильник от японского проекта. Мьянма в случае разногласий не остаётся наедине с гигантом, а в конфликт автоматически включается третья сильная сторона. Сходная история и с китайским газопроводом. Там есть газовое поле CNPC, но с него брать газ для газопровода китайцам запретили – они берут газ, добытый корейской Daewoo.