С "цифровых" небес на землю. Как обсуждали "технологический рывок" на ПМЭФ
В рамках открывшегося сегодня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла панельная сессия под громким названием "Технологическое развитие и пространственное развитие страны". Модератором дискуссии выступил экс-министр образования, ныне помощник президента Андрей Фурсенко. Наиболее интересные тезисы выступлений – в обзоре Накануне.RU.
Выбранная тематика для сессии по понятным причинам сейчас является как нельзя более актуальной и для России, и для остального мира. И российские элиты уже получили необходимые ориентиры и целеполагание в ряде поручений и указов президента Владимира Путина, включая и последний майский указ.
В самом деле, исчерпание традиционных моделей экономического роста, основанных на экстенсивной эксплуатации ресурсов, понуждает государства к поиску новых источников для развития. Примеры такого развития – быстрый взлет технологических компаний из первой десятки, которые у всех на слуху. Однако для их видимого, зримого успеха необходим "питательный бульон" из сотен или даже тысяч мелких технологичных компаний по всему миру, которые с одной стороны формируют спрос на услуги, с другой – сами являются важной частью новой цифровой реальности.
Соответственно, все выступления сегодняшних спикеров на панели ПМЭФ строились вокруг двух принципиальных для нашей страны вопросов: как и кто будет обеспечивать полноценное "цифровое" развитие России в ближайшее десятилетие и какие при этом цели и задачи должны быть решены? Сразу оговоримся, что со вторым пунктом выступающие справились хуже – очевидно, что видение конечных результатов в данный момент различается не только у власти и общества, но и даже, собственно, у бизнес-среды и практиков от науки.
Впервые получил публичную площадку и был таким образом представлен широким массам Михаил Котюков, министр нового ведомства в Правительстве – Министерства науки и высшего образования. Общее впечатление от выступления Котюкова – весьма положительное, даром что и Фурсенко дал министру сказать буквально пару фраз о современном состоянии науки и ее роли в мире и соответствующем положении в России.
Вообще показалось, что предложенный модератором Андреем Фурсенко временной формат выступлений (пять минут и ниже) не давал спикерам возможности полноценно высказаться и сформулировать свои идеи (тема-то неохватная и архисерьезная), что в конечном счете сказалось и на итогах дискуссии.
Наверное, сегодня в конференц-зале D2 точно не было ретроградов, выступающих с позиций отрицания или запретов в сфере развития "российской цифры". Но подходы у всех разные.
С подачи ведущего Фурсенко проводились опросы присутствующих и подавляющее большинство – 70,3% – высказалось за необходимость в ближайшие годы совершить России технологический рывок. Простая настройка организационных и прочих властных структур в существующей вертикали уже не позволит добиться заложенных темпов экономического роста и развития человеческого капитала. К слову сказать, год назад тот же вопрос поделил аудиторию поровну. Приоритеты в быстро меняющемся мире, таким образом, обозначились.
Это мнение поддержал из президиума президент РАН Александр Сергеев, напомнивший, что Россия с заявленными темпами роста развивается не сама по себе и не соревнуется с собой.
"Мы находимся в окружении других государств-статистов, которые тоже развиваются, разными темпами и с разной скоростью", – добавил академик и глава российской науки. Простые "догонялки" в этом процессе не могут обеспечить победы, нужен именно рывок. Вопрос, кто и как его может сделать (обеспечить), не артикулировался – не хватило времени по регламенту.
Не менее интересно и живо выступал еще один представитель российской академической науки, президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, который прямо предложил в вопросе "рывка", ускоренного развития сместить фокус с модной нынче "цифровизации" на… энергетику. Точнее, на обеспечение и развитие энергетического блока как основы развития всей экономики.
Ковальчук не без иронии напомнил собравшимся, что все имеющиеся у них гаджеты и технологии, скажем, систему GPS, можно вывести из строя и превратить в бесполезное железо легким движением руки. Просто выключив в нужном месте рубильник.
Прозвучавшая из уст Ковальчука статистика, кажется, всерьез заставила вздрогнуть и задуматься молодую часть аудитории (а их в зале было большинство).
"Разом выведя из строя систему GPS, мы получаем 90% американцев, не доехавших до дома, процентов 70 европейцев. Но, на секунду задумайтесь, и 35% уже россиян. Поэтому я и говорю о важности развития, поддержки такой, казалось, традиционной сферы, как энергетика", – с хитрой улыбкой заключил директор "Курчатовского института".
Обширный и объемный пласт затронули сегодня представители двух зауральских территорий, видимо, специально приглашенные на дискуссию Андреем Фурсенко.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников напомнил о совершенном в годы Великой Отечественной войны технологическом прорыве, в том числе за счет создания новых научных и промышленных центров в восточной части страны, о строительстве наукограда в Новосибирске. И о сегодняшних планах перезагрузки 2.0 новосибирского центра. Ему вторил коллега из Томской области, который говорил о важности не концентрации научных кадров в столичных мегаполисах, а о равномерном распределении, если угодно, "мозгов" по всей территории России.
Конечно же, все выступающие, так или иначе, отмечали одну из главнейших российских проблем – огромность пространства и относительно небольшое количество жителей страны. На что накладываются и другие негативные факторы, в том числе центростремительные процессы, наблюдаемые повсюду – люди, рабочие ресурсы, активная часть общества предпочитает концентрироваться в нескольких центрах, прежде всего столице и ряде прочих регионов, девальвируя и ослабляя тем самым провинцию.
В принципе, подобные процессы характерны сегодня не только для России, это мировой тренд, когда, условно, программисты и айтишники оседают в Кремниевой долине и еще ряде точек на карте. С другой стороны, интернетизация и глобальные сети позволили "отвязать" конкретного специалиста от реального пункта его проживания.
"Иерархические структуры сегодня повсеместно заменяются и замещаются сетевыми, это и вызов, но это и возможности", – справедливо отметил модератор.
В этом смысле солидарность, как ни странно, с ним выразили прежде всего представители крупного российского бизнеса. Например, Григорий Березкин (председатель правления группы "ЕСН", сам сделавший и научную карьеру до ухода в бизнес), Константин Прядилов (руководитель проектов по бурению "Газпромнефть"), Михаил Погосян (ректор "Московского авиационного института") и другие.
Однако в этой части дискуссии тем не менее возобладала точка зрения о необходимости концентрации для прорыва критической массы ученых, практиков, теоретиков в одной точке. Лучше всего на эту тему высказался президент РАН Сергеев – для появления идей, для новых решений необходима среда. В университете, научном центре, кампусе, неважно, важна критическая масса думающих и занятых наукой людей. Условно, сотня-другая физиков, сотня-две электронщиков скорее и качественнее способны достичь прорывных уровней. В этом смысле в России, конечно, не все хорошо, за исключением нескольких столичных центров и буквально отдельных исследовательских единиц за Уралом.
Общую мысль под занавес опять-таки лучше всех сформулировал Михаил Ковальчук, отметивший, что в сегодняшних условиях, как, впрочем, и всегда, на первом месте должен быть и оставаться человек. "Цифра цифрой, но главное Человек!". Идеи в стране всегда были и будут, важно их практическое осуществление в быстро меняющемся мире, скорость технологических процессов в котором нарастает. Очевидно, что Ковальчук, который возглавляет один из передовых научных центров в России и мире, знает, о чем говорит.
И его предостережения насчет бездумного и повального увлечения "цифрой" звучат как нельзя кстати. Особенно если вспомнить, что на том же ПМЭФ уже в "десятые" чем только не увлекались российские власти – от нанотехнологий (кто-то помнит еще об этом?) до срочной застройки всей России собственными "Кремниевыми долинами". Сегодня, настаивает Михаил Ковальчук, важен в первую очередь человек, его благосостояние, возможность получения образования, самореализации независимо от места проживания на карте России.
А с этим у нас, как известно, проблемы. Почему-то в головах многих наших чиновников цифровой революции никак не мешает произошедшая за четверть века деиндустриализация, снижение престижа рабочих и ученых. Скорее, напротив, это считается отличным стартом к тому, чтобы сразу "прыгнуть в цифру".