"Курганмашзавод нужно забрать из частных рук под государственное крыло"
Создатель БМП – о перспективах завода и отрасли24 мая свой юбилей отметил бывший главный конструктор "Курганмашзавода" (1974-1989 гг.), генерал-майор в отставке, профессор, доктор технических наук, Почетный гражданин Курганской области, действующий преподаватель Курганского госуниверситета и создатель легендарной боевой машины пехоты Александр Александрович Благонравов – ему исполнилось 85 лет. Юбиляр поделился с Накануне.RU мнением о ситуации на "Курганмашзаводе", рассказал о своем становлении как ученого и изобретателя.
– Если сравнивать БМП прошлого и БМП будущего – какая она должна быть через 10, 20 лет? Есть у вас представление?
– У меня такое представление, что в будущем не должно быть боевой машины пехоты и вообще никаких боевых средств, но это в таком будущем, когда люди поумнеют настолько, что перестанут воевать.
Но пока развитие военного производства выдвигает определенные требования постоянно. Скажем, мы сделали такие-то машины, потом вероятный противник в чем-то начинает идти вперед. Получается, что у него превосходство. Это все не стоит же на месте – начинают корректироваться наши разработки. Идет постоянное соревнование в техническом развитии видов техники. А потом какой-то вид техники вообще может стать не нужен, а будет необходимость в чем-то новом.
Я ставил перед собой задачи, когда мы БМП-3 делали, чтобы хотя бы лет на 15 обеспечить превосходство над вероятным противником. А получилось, что прошло уже не 15 лет, а больше 30 – и нет сильнее машины. Но будет, я думаю.
– В чем причина того, что нет в мире машины, равной БМП?
– Для того, чтобы создать новую машину, должны быть две стороны хотя бы: грамотный заказчик и главный конструктор. Вот если обе стороны грамотные, то будут новые машины.
– Какой темой сейчас занимаетесь, какие цели?
– Занимаюсь повышением энергоэффективности транспортных средств. Разрабатываем бесступенчатую передачу механическую, которая имеет малые внутренние потери. И главное – что она может нагружать двигатель по такой характеристике, при которой он имеет наименьший расход топлива.
– В Курганском госуниверситете Вы многих специалистов сами готовили. Были ли среди Ваших студентов те, кто мог бы, как Вы в молодости, перенять опыт и стать суперпрофессионалами в своем деле?
– К большому моему сожалению, я убедился, что из десяти человек-студентов максимум один соображает как следует. У них интересы другие и способности разные. Не все рождаются Ньютонами.
– Что двигало Вами?
– Я думаю, что почти у всех бывает в 14-15 лет такое, что подросток задумывается о смысле жизни. Тогда я считал, что жизнь хорошо прожита лишь в том случае, если ты сделал что-то важное и нужное для людей. Надо в жизни "наследить". Потом начинаешь искать то, что ты действительно любишь, то, что действительно нравится.
– Как Вы это нашли? Книги читали или какой-то пример был перед глазами?
– Когда я учился в 8 классе, мой отец два месяца сидел дома и ждал назначения. Он как раз занимался разработкой вот этих бесступенчатых передач. Он меня в это дело втравил. Я за два месяца так к этому пристрастился, что потом, когда отец уехал в Белоруссию, не бросил и вот уже 70 лет занимаюсь этим делом.
– "Кургамашзавод", которому Вы отдали очень много лет, сейчас испытывает серьезные проблемы. Его банкротят, у него долги. Как, по Вашему мнению, можно предприятию выбраться из этой ситуации?
– Это очень сложный вопрос, тут вопрос законодательства. Я считаю, что выбраться можно только одним способом – переход под государственное управление. Его нужно забрать из частных рук под государственное крыло. Конечно же, путем банкротства – это уже финансисты знают, как правильно все сделать. На такой шаг должен решиться человек, от которого все зависит, политический лидер. Путин.
Опять же, это было государственное предприятие. Директором завода был тогда Михаил Захаров – очень решительный человек. А современное состояние – это... "ККУ "КТЗ" (компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы“, – прим. ред.). Что это такое? Это "ОООшка". Что получается – наш завод курганский выпускает продукцию, которая нужна военным, и эту продукцию реализуют, в том числе, за границу. Другие заводы концерна испытывают трудности и под гарантию компании корпоративного управления берут разные кредиты, а расплачивается КМЗ. Вот поэтому он и оказался в долгах, как в шелках.
– У вас более 70 изобретений. Какое самое важное и значимое для Вас было?
– Всегда все было интересно. Самые важные достижения – это, конечно, БМП-2 и БМП-3. Конкретно БМП-3 и сейчас имеет большой запас по возможной дальнейшей модернизации. Нужно было создать механизм свободного хода, надежный. Можно делать передачу в машине – ту или иную. Но этот механизм свободного хода должен быть надежным и работать без сбоев. Он позволяет быстрее двигаться с небольшой нагрузкой, это важно. Это у меня было показано еще в моей докторской диссертации. Защитил я ее в 1971 г. С кандидатской диссертацией я занимался механизмом поворота на механической трансмиссии – это было в 1961 г. И ставился вопрос, чтобы не изобретательским методом решать задачи, а научным подходом.
Для справки:
Александр Благонравов родился в 1933 г. в Москве в семье военных инженеров. В 1951 г. поступил в Военную академию бронетанковых войск. Во время учебы увлекся наукой и остался в академии младшим научным сотрудником. Успешно защитил кандидатскую диссертацию по теории поворота гусеничных машин.
В 1961 г. Благонравова направили на службу в бронетанковые войска. Служил заместителем командира батальона 4-й танковой дивизии. В 1962 г. вернулся в Военную академию бронетанковых войск на должность старшего научного сотрудника. Интенсивно занимался теорией в области трансмиссии, механизмов поворота, бесступенчатых передач. По этой теме защитил докторскую диссертацию.
В 1974 г. решением Совета Министров СССР Александр Александрович был командирован в Курган и назначен на должность главного конструктора Курганского машиностроительного завода.