"Судьба Абрамовича в Великобритании решена"
Станет "нерукопожатным" для английских элит?История с Романом Абрамовичем и его визой в Великобритании получает продолжение – теперь ему не только отказали в посещении Туманного Альбиона, но и пригрозили арестом и депортацией, если олигарх решит-таки наведаться с израильским паспортом. Сам Абрамович остановил строительство стадиона "Челси" ценой в миллиард фунтов стерлингов (более 1,3 млрд долларов).
Таким образом, олигарха выталкивают за пределы британской элиты, видимо, предлагая продать подозрительные с точки зрения англичан активы и получить за них легальные деньги. Однако после этого, как считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский, Абрамовичу уже "никто руки не подаст". Об этом он рассказал в беседе с Накануне.RU.
– Как оценить эти "взаимные претензии" Великобритании и Романа Абрамовича?
– Роман Аркадьевич по разным неподтвержденным данным долгие годы якобы был смотрителем и хранителем одного из властных "общаков", то есть так называемых "черных касс", куда отправлялись неформальные взносы тех, кто принимал правила игры власти и своими взносами таким образом подтверждал лояльность.
"Общак" существует не для того, чтобы финансировать какие-то проекты или готовить преступления, а как дополнительный институт подтверждения лояльности, встроенности в элиту. Просто одних слов мало. И неуплата "членских взносов" чревата самыми тяжелыми обвинениями и изгнанием из элиты. Поэтому "общак" – это не то, что было когда-то в виде ОПГ, сегодня это модернизировавшийся институт подтверждения лояльности.
– Тем не менее, Великобритании активы олигарха не понравились – почему?
– Если говорить о первоисточниках накоплений Абрамовича в Англии, то это продажа "Сибнефти". Вполне официальная, разумная, хотя не бесспорная. Но вот дальше возникает множество вопросов, откуда поступали и пополнялись капиталы, и это неоднозначная позиция по поводу капиталов господина Абрамовича. Неоднозначная потому, что, с одной стороны, "Челси", вроде бы, был приобретен на легальные средства, а с другой – дальнейшее приумножение активов Абрамовича, скорее, сомнительное, нежели безоблачное. Это вполне может привести к тому, что Абрамович спокойно продаст свой актив под названием "Челси" (а это и футбольная команда, и инфраструктура, и собственно стадион) и спокойно выйдет со своими деньгами на мировые финансовые просторы.
– Вы ранее в интервью говорили, что если заморозят активы "Челси", то Абрамовичу никто руки не подаст. Теперь заморожено строительство стадиона – это не одно и то же? Какое будущее теперь у него просматривается?
– Будущее господина Абрамовича в Англии как бизнесмена на сегодняшний день не просматривается вообще, что было очевидно еще тогда, когда начались первые разговоры о том, что у Абрамовича возникли проблемы с инвестиционной визой.
По поводу того, подадут ему руку или нет, англичане поступили мудро, так скажем. Мудро, потому что, например, арест активов Абрамовича, в первую очередь ФК "Челси", мог привести к очень серьезным общественным потрясениям. А это никому не надо. Вместе с тем выход Абрамовича из британской экономики, из британского общества и являет собой ту самую фразу о том, что ему "руку не подадут". Потому что, если бы капиталы Абрамовича были объяснимы и прозрачны – к нему бы не было вопросов. Вот, например, нет вопросов к Павлу Дурову, к Аркадию Воложу, к другим крупным бизнесменам, у которых понятно, откуда возникли деньги. А вот у этой публики вопросов больше, чем ответов.
Что навевает на мысли о том, что само общение с этими "паршивыми овцами" для англичан может быть чревато расследованиями уже в отношении них самих. Потому что если вы поддерживаете отношения с "изгоями", значит, у вас вполне могут быть какие-то другие контакты. В этом и состоит истинный смысл выражения "не подать руку Абрамовичу".
Кстати говоря, сегодня вовсю идет процесс расторжения юридических, правовых контактов между крупнейшими российскими жуликами и британскими юридическими фирмами на их обслуживание. Потому что репутация не покупается и не продается – она формируется не за несколько месяцев или лет, а за десятилетия, а то и столетия (если мы говорим не о людях, а о фирмах). Потому что главный капитал в мире сегодня – это репутация. Репутация, на поддержание и укрепление которой не жалеют никаких сил, средств, ресурсов. Тем более в эпоху интернета, когда следы о неправедном поведении остаются в сети навсегда.
– А, например, Алишер Усманов, который недавно был включен в топ-5 богатейших жителей Великобритании – к нему, получается, тоже нет вопросов по капиталам?
– Что касается Алишера Усманова, то мы не можем говорить пока ничего конкретного, потому что информации о нем в публичном поле нет, что не исключает вероятности проверки источников его капиталов, которая сегодня ведется англичанами. И скорее всего, Усманов там в числе первых на проверку. Но другой вопрос, что Усманов – это предприниматель, значительная часть капиталов которого была создана не при участии в несправедливой приватизации и коррупционных сделках, а за счет, например, высокотехнологичных сервисов, за счет вложений в "Фейсбук". И, скорее всего, Усманов-то останется чистым, ну или относительно чистым.
С Абрамовичем уже все понятно – получение гражданства Израиля, отказ в получении визы и разговоры – а дыма без огня не бывает – о предстоящей продаже футбольного клуба.
– В Англии его будущее не просматривается, а в России? Попросит Правительство поддержать его, как Дерипаска, Вексельберг и другие?
– Абрамович не нуждается в поддержке. У него достаточно активов, которые генерируют в достаточном количестве свободные денежные потоки – это несколько металлургических комбинатов, шахты, многочисленные проекты, где участие напрямую не прослеживается. В конце концов, есть даже футбольный клуб ЦСКА, который формально принадлежит английской фирме, на бумаге неподконтрольной Абрамовичу, но фактически все понимают, что Абрамович долгое время ее финансировал и финансировал футбольный клуб.
То есть формально Абрамовича там нет, но фактически, скорее всего, печать этой компании находится у Абрамовича. Другое дело, что он потерял уже давно интерес и к этому активу, и к другим. Он сейчас занят не столько разруливанием судьбы своих активов в Англии, сколько размышлениями о будущих путях приложения своих предпринимательских способностей.
– И много у него путей?
– А путей у него – вся страна. То есть он может инициировать какие-то новые проекты внутри страны, он может войти в инфраструктуру, он может заняться энергетикой, высокими технологиями, чем угодно. Но при этом что касается английских активов – то их судьба, скорее всего, уже решена и они будут проданы. А вот на вырученные деньги, абсолютно легальные, Абрамович будет продолжать свою предпринимательскую деятельность.