Константин Семин: Русский язык вырождается, он умирает
Сегодня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, празднуется День русского языка, и сегодня же проходит Единый госэкзамен на знание великого и могучего.
Казалось бы, как много внимания уделено родному языку, однако понятно, что его значение, к сожалению, слабеет. Я прилетел на днях из Кишинёва и увидел, что в Молдавии его практически не используют не только, например, в уличных обозначениях, но даже в быту. В самолёте объявление на русском делается третьим по счёту, и я уверен, что это не единственный пример.
Пространство использования и распространения русского языка за последние 30 лет сильно сократилось. Если я не ошибаюсь, при Советском Союзе количество русскоязычных в мире варьировалось от полумиллиарда до миллиарда, а теперь уже даже наши 143 млн граждан нельзя записать с уверенностью в русскоговорящие, потому что они стали настолько безграмотными, что их не всегда можно назвать русскими по культуре.
Снижение значения языка связано со снижением значения всего, что собой Россия представляет в целом. Как мы помним, базис определяет то, как выглядит надстройка, поэтому если в базисе развал и катастрофа, то и надстройка будет точно такой же. Посмотрите на наши кинотеатры, полные иностранной продукции. Почему это так? Потому что у нас нет своего кино. А почему у нас нет своего кино? Потому что у нас всё приватизировано, роздано, потому что хозяином нашего положения является класс буржуазии. Компрадорской или не очень, можно спорить до бесконечности, но суть в том, что капиталисту абсолютно наплевать на русский язык и на любой другой. Он будет говорить хоть на идише, хоть на эсперанто – лишь бы пополнялся вовремя его банковский счёт.
Русский язык распространялся раньше не потому, что он такой красивый, звучный, прекрасный, или потому что все любят Пушкина, а потому что был языком общения многонационального советского народа, сплотившегося вокруг, как в гимне пелось, великой Руси. А с тех пор, как этого народа не стало (а точнее, его добивают), то и незачем использовать язык – он никому не нужен сейчас и не будет нужен потом. А впоследствии вдруг выяснится, что у башкирского языка своя дорога, у татарского – своя, и так далее. У казахского давно уже своя дорога, хотя мы знаем, что до прихода большевиков в Среднюю Азию многие народности, проживавшие там, не имели даже свой письменности, не говоря уж о полноценном языке.
Обычное владение русским языком и в России всё больше деградирует. Всё меньше и меньше людей способны сформулировать и изложить свою мысль письменно или устно. Язык вырождается, он умирает. И мы говорим о нём в день рождения Пушкина, но Пушкин или Толстой – это очень важно уяснить – существовали не сами по себе. Так, в СССР их произведения были необходимы для распространения грамотности и повышения общего культурного уровня советских граждан. Именно при советской власти Толстого, Пушкина, Достоевского начали печатать миллионными тиражами. В интернете сейчас легко найти картинки от 1937 г., как в Средней Азии празднуется какой-нибудь очередной юбилей Пушкина.
Это всё было нужно постольку, поскольку грамотность и грамотное население было нужно государству, поэтому требовалось повышать культурный уровень. А так как сегодня культурный уровень вообще никому не нужен, так как деградировали наши производительные силы и производственные отношения, и не нужно быть особо умным человеком, чтобы открывать вентиль на заправке, то больше ничего и не требуется.
У нас сегодня поколение Эллочек-людоедок или, в крайнем случае, Васисуалиев Лоханкиных растёт. Но никак не тех, кому можно было бы доверить русскую словесность. Нет писателей – ни одного сегодня в стране писателя, практически нет поэтов (за редким исключением). И это всё закономерно.
Журналист-документалист, соавтор проекта "Последний звонок" Константин Семин специально для Накануне.RU