"Закрытие военных кафедр приведет к сокращению числа офицеров запаса"
Министерство обороны РФ представило реформу военных кафедр, изменения вводятся для того, чтобы оптимизировать военную подготовку, и это, по оценкам экспертов, может значительно сократить количество офицеров запаса.
Впрочем, актуальность реформы обосновывается, наоборот, не сокращением, а необходимостью расширения объемов военных программ для будущих офицеров запаса.
Стоит напомнить, что с 2008 г. уже существуют в дополнение к военным кафедрам учебно-военные центры (УВЦ), которые отвечают за подготовку кадровых офицеров по инженерным, технологичным, наукоемким специальностям в гражданских вузах, теперь данные УВЦ намерены соединить с военными кафедрами и создать отдельные центры подготовки.
Полковник ВВC в отставке, экс-депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU предполагает, что, вполне возможно, такие центры будут существовать отдельно от гражданских вузов, что повлечет за собой снижение мобилизационных способностей армии.
– Минобороны сообщает о ликвидации военных кафедр в вузах, как относитесь к такой инициативе?
– У меня негативное отношение. Связано это с тем, что в результате реформ российской армии (так называемых "реформ") у нас возник серьезный некомплект офицерского состава. Особенно в эпоху Сердюкова было закрыто большое количество военных училищ, академий, они были реорганизованы и лишились преподавательского состава. И теперь проблема нехватки офицерских кадров считается одной из самых главных. Да, для той небольшой армии, которая сегодня имеется, можно еще этим количеством офицеров перекрыть необходимость в кадрах, но проблема в том, что отсутствует мобилизационный резерв.
В случае увеличения численности армии – вы же понимаете, армия для того и существует, чтобы вступить в войну – офицеров просто не хватит. И поэтому военные кафедры выполняли очень важную роль, практически все мужчины, студенты, там, где эти кафедры были, получали необходимую военную подготовку и их, в случае необходимости увеличения численности армии, и призывали на должности младшего офицерского состава, тогда худо-бедно эта задача могла быть решена.
Сейчас, если будут закрыты кафедры, надеяться, что специальные центры будут осуществлять подготовку офицеров запаса в таких количествах, я бы не стал. Я очень сомневаюсь. Для самих студентов не будет никакой мотивации уезжать из дома, несколько месяцев проводить в отрыве от учебы, работы, тогда как раньше они все это получали по месту учебы. Поэтому, как мне кажется, это один из тех перегибов реформаторов, которые проявляются последние 30 лет в Министерстве обороны.
– Военные кафедры в вузах уже не справляются со своей задачей или есть другие минусы? Не хватает квалификации для подготовки или нет единого управления? В чем причина реформы, на Ваш взгляд?
– Одна из нынешних проблем не только армейской действительности в том, что у наших руководителей неистребим "зуд реформаторства". Каждый хочет отличиться и войти в историю России. Чиновники просто экспериментируют над армией, как над подопытным, а надо бы им сначала "потренироваться на кошечках".
– Были же созданы уже в дополнение к кафедрам и учебно-военные центры для подготовки высококвалифицированных офицеров запаса: инженеров, техников? Для объединения с ними и создаются отдельные центры, в чем могут быть негативные стороны таких УВЦ?
– Одно дело, когда у студента есть кафедра военная, и он относится к этому серьезно, как к важной дисциплине, он переходит из аудитории, где сдавал экзамен по сопромату, в другую – где тут же получает необходимую для офицера подготовку. И совсем другое дело, когда студенту нужно не только выходить за стены альма-матер, но и отправляться, может быть, в другой город, куда-то ехать в "учебный центр". Я считаю, что это глупость, и она добром не кончится.
– Но как же в большинстве стран, откуда мы и перенимаем опыт, все это осуществляется?
– Если в большинстве стран мира сухопутная армия относительно численности населения и масштаба государства – а они не очень велики, эти страны Европы, территория незначительная – в нормальном соотношении, то Россия обладает самой крупной территорией, поэтому ей необходима такая многочисленная армия, которая сможет обеспечить защиту своих границ и большое количество офицерского состава.
Перед другими странами такой проблемы не стоит, у них, как правило, небольшие, компактные армии, которые могут обеспечить безопасность своих относительно небольших границ. Россия, повторюсь, обладает самой большой в мире территорией, следовательно, самыми большими в мире границами, и над ними нужно осуществлять контроль.
Данная реформа приведет к сокращению количества офицеров запаса для российской армии.