Прогулки по подвалам НКВД и вверх по лестнице, повернутой против часовой стрелки
Экскурсия в честь клуба им. Дзержинского в Городке чекистов ЕкатеринбургаАрхитектура – это застывшее отражение эпохи. Если приглядеться к ней, то мы увидим больше, чем просто стены и окна, мы узнаем чаянья людей, которые ходили по улицам этого города, глядя на дворы и дома, поймем гораздо больше об идеалах и стремлениях, чем узнали бы из учебников по истории.
В Екатеринбурге, разглядывая особняки в стиле классицизма с надменными колоннами и закругленными глазницами бледных окон, понимаешь, что жившие в них ценили спокойствие, это был признак отстраненности "высшего" класса от всех остальных; пышная лепнина на домах в стиле барокко расскажет, как главной ценностью для людей стал внешний лоск; вызывающий орнамент и смешение стилей в облике Дома Севастьянова повествует о тщеславии и безвкусии, которые неизменно ни к чему хорошему не ведут (по легенде дом, созданный из смешения стилей, по замыслу хозяина, должна была венчать покрытая золотом крыша, но амбициозный план провалился, а "дворец" продали за долги).
Но все это – и уникальные памятники деревянному зодчеству, и эклектика центральных улочек, и печальные истории усадеб разбогатевших внезапно и ненадолго на золотых приисках горожан, на самом деле только "второй план" в декорациях нынешнего мегаполиса.
Перерождение Екатеринбурга из уездного городка Российской Империи в столицу Уральской области СССР Свердловск произошло в 1920-е гг., и именно поэтому слепок времени так четко отразил на главных улицах порыв того нового времени. Причудливые и четкие, разные и в то же время похожие здания появились как будто внезапно, за короткое время, и застыли, став лицом города. И сегодня им есть, что рассказать нам о времени, когда невероятное будущее стало реальностью для миллионов людей.
Екатеринбургский краеведческий музей с этого лета запускает уникальную экскурсию по одному из самых "чистых" с точки зрения стилевых характеристик объектов конструктивизма – Клубу им. Дзержинского, и корреспондент Накануне.RU прошелся по знаковому для столицы Урала месту, ставшему сердцем знаменитого Городка чекистов.
Екатеринбург - Свердловск
Конструктивизм давно является причиной паломничества в Свердловск-Екатеринбург для многих состоявшихся и будущих архитекторов со всего мира.
"И их не интересуют эти купеческие усадьбы, им абсолютно не интересны особняки Малахова, да и даже сталинский ампир не столько вызывает желание посмотреть, как именно конструктивизм, – говорит сотрудник краеведческого музея Екатерина Кушниренко в беседе с Накануне.RU. – Потому что не так много городов, в которых в таком количестве сохранились объекты этого стиля. Нам повезло, что у нас так много конструктивизма, потому что Свердловск стал тогда столицей Уральской области".
В 1928 г. в Свердловске побывал Маяковский, здесь он, вдохновленный событиями в городе, написал "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру".
В ту пору возводились все дома, которые станут визитной карточкой Свердловска.
"Черт-те что, не город, а стройплощадка", – восхищался Маяковский.
Как мы знаем, эта стройка вдохновила поэта на еще одно сочинение – "Екатеринбург-Свердловск".
Уездный городок Екатеринбург насчитывал после Гражданской войны порядка 100 тыс. жителей, и хотя несколько именитых архитекторов из столицы оставили здесь плоды своего труда, выстраивая усадьбы и особняки для элиты, в основном жители ютились в бараках, а большинство – и вовсе в землянках. Установившаяся советская власть ставила целью исправить ситуацию, причем делать это нужно было быстро, так как в Свердловск жить, строить заводы-флагманы, работать на фабриках, в новых учреждениях, школах и больницах отправились сотни тысяч людей.
Как рассказывают на экскурсии, действительно, через каких-то 15 лет количество жителей увеличилось более, чем в три раза – в городе проживало порядка 400 тыс. человек, всех их государство должно было обеспечить жильем, которого Российская Империя в наследство не оставила. Зато оставила она тотальную безграмотность, ее приходилось ликвидировать не только в рядах простых рабочих, но и в среде партийных служащих – потому и была необходимость в площадках, где обучение в самых разных формах проходили и взрослые, а не только дети. Такими знаковыми для эпохи местами стали клубы, дворцы культуры и лектории.
Клуб "Железного Феликса"
Именно поэтому появился и Клуб имени Дзержинского. Здесь же располагалась библиотека, был образован вечерний университет с подготовительным курсами уровня средней школы и "высшей" ступенью, где читали лекции лучшие преподаватели не то что города, а всей страны.
"Архитекторы строили с учетом того, что частной жизни будет мало, большой акцент в архитектуре был сделан на общественные пространства, где люди будут проводить свой досуг вместе, коллективно. Клуб Дзержинского по мыслям идеологов тех лет – это еще и школа повышения гражданской квалификации. Здесь регулярно проходили лекции на самые разные темы: начиная от внешнеполитического положения, достижений советской страны, вплоть до лекций о том, есть ли жизнь на Марсе, и про женские заболевания. То есть просвещение по самым разным вопросам", – рассказывает Екатерина Кушниренко.
В Дворике ЧК находился не только Клуб им. Дзержинского, но и гостиница для малосемейных работников ОГПУ, детский сад, ясли, медсанчасть, баня, котельная, парикмахерские, мастерские. Свердловск в то время был самой большой строительной площадкой, привлекавшей гениальных архитекторов и талантливых строителей со всей страны. Автор комплекса Иван Антонов здесь построил не только Городок чекистов, он создал "Дом чекистов" на 8 марта – это был первый небоскреб в Свердловске.
"По воспоминаниям дочери, новый начальник ГПУ Раппопрт, с самого начала недоумевающий как финский гражданин мог попасть на такой ответственный участок работы, отказал Антонову в 1933 году в продлении визы на жительство. Поэтому в 1933 г. Антонов с семьей уезжает из Свердловска в Выборг, где семья его жены владела домом. Знаменитый архитектор умер в конце 60-х в Финляндии", – рассказывают на экскурсии.
Хотя, долгое время в городе на официальном уровне считалось, что на Антонова донесли в НКВД и объектом нападок на архитектора стал именно "Дом чекиста". Согласно этой "городской легенде" на автора "Клуба Дзержинского" был написан донос, мол, балконы по бокам дома, расположенные друг напротив друга с разных сторон, со стороны создают "эффект" креста, а это значит, пропагандируют религию. Но эту версию уже в настоящем не подтвердила дочь архитектора, она говорила о проблеме с продлением визы в предвоенное время.
В музее сообщили, что больше не будут придерживаться версии с доносом и крестами, так как она не подтвердилась, скорее всего Антонов уехал из Свердловска по другим причинам, которые остаются не известными. В музее выдвигают версию "шпиономании", так как дочь архитектора сказала, что возникли проблемы с продлением визы.Знаменитый архитектор умер в конце 60-х в Финляндии, всю жизнь он посвятил своему делу, прославился и другими проектами, но, как пишет в воспоминаниях его дочь, уже в конце жизни он ей говорил, что его самые значимые работы находятся в СССР, именно в Свердловске.
Конструктивизм – подчинение необходимости
Этот жилой комплекс, как и конструктивизм в целом, отражал идеи будущего. Здесь все должно быть подчинено рассудку и необходимости: у рабочих появлялись квартиры с большими окнами, высокими потолками – но это был не шик, такая планировка была нужна для того, чтобы обеспечивать инсоляцию, ведь проблема туберкулеза в Российской Империи носила характер массовый, болезни нужно было предупреждать.
Горизонтальные крыши в проекте – тоже место для прогулок и солнечных ванн, здесь можно было разбивать французские садики, но уральский климат идею не принял. Отсутствие кухонь – свобода для женщин, небольшие площади личного жилья – зато собственные, " народные" дворцы культуры и красивые, пышно убранные лектории.
К тому же вчерашние "малосемейки" и сегодня мейнстрим в жилищном строительстве, квартиры-студии пользуются наибольшим спросом из-за экономии, а вот в области возведения зданий общественного пользования лидируют торговые центры как места сосредоточения людей и исполнения ими основной функции, необходимой для поддержания существующего строя – потребления.
Но клубы, которые появлялись в советское время, носили не только "идеологическую" функцию, да, здесь проходили выборы, но здесь и играли дети, в 1938 г. устраивали представления: номер из фильма "Свадьба в Малиновке", танец "Кочегар". Клубы стали местом для самореализации и творчества.
Дополнительное образование развивалось стремительно – в Клубе им. Дзержинского в предвоенные годы располагалось 10 кружков, посещали их около 200 человек, а после войны, уже в 1953 г., посещаемость выросла в пять раз: 10 детских кружков, 15 кружков для взрослых – и посещала их уже 1 тыс. человек.
Вечерами к детям, играющим во дворе у фонтана, выходили массовики-затейники, придумывали игры, разучивали и пели песни, читали стихи – собирались ребята из разных дворов, и такая практика применялась не только в этом клубе.
Мрачные застенки режима или обычная дворницкая?
Во время прогулки по Городку чекистов вам предложат посетить и подвалы ОГПУ, овеянные мифами из 90-х – якобы в них чекисты пытали и расстреливали людей в больших количествах.
"Конечно, это неправда, – говорит во время прогулки по подвалам ОГПУ наш гид. – Жители всегда возмущались этими сказками. Они отвечали – подвалы были всегда обжитые. Да, они были жилые, здесь находились кочегары, дворники, уборщицы хранили свои орудия труда, здесь постоянно кто-то находился".
Почему же тогда в подвалах в таком количестве находили гильзы? А все просто – здесь по инициативе жен сотрудников НКВД открыли стрелковый клуб, этот кружок в предвоенные годы пользовался особой популярностью. Здесь, действительно, стреляли, но по мишеням, так велико было желание получить значок Ворошиловского стрелка.
Лестница против часовой стрелки
"Наша знаменитая лестница – это единственный сохранившийся в городе авангардный интерьер. Она повернута против часовой стрелки, опирается на внешние конструкции, что создает такой светлый атриум и возможность видеть балочные перекрытия в виде пятиконечной звезды. Лестница должна была продемонстрировать новые материалы, в частности железобетон. Конструкция выступает на улицу Ленина и соединяет два объема четырехэтажных и как раз создает любимую конструктивистами асимметрию и разницу форм", – рассказывает экскурсовод.
Сегодня на лестничных пролетах нет бюстов Дзержинского и Сталина, которые к праздникам украшались живыми цветами, но пятиконечная звезда из балок над лестницей сохранилась и теперь является предметом критики уже со стороны нынешнего духовенства, которое уверяет, что это якобы ни что иное, как "сатанинская печать" – пентаграмма.
"История повернулась на 180 градусов, кто-то раньше видел православные кресты там, где их нет, а теперь видят перекрытия в виде пентаграммы. Кто хочет – тот всегда найдет", – комментируют в музее.
Здание было ведомственным до 1958 г., затем Клуб стал Межсоюзным домом культуры им. Дзержинского. В 1960-е у него появляется новый хозяин – областной совет профсоюзов, ну а в 1990-е Горсовет присудил передать это здание музею, а теперь и у нас появилась возможность прогуляться по знаменитому строению и посмотреть на историю, развернутую на 180 градусов.
Сегодня здания в стиле конструктивизм требуют большого внимания, их поддержкой занимаются энтузиасты, но многие памятники архитектуры давно нуждаются в капитальном ремонте, так из окон музея, сохраняющего хорошее состояние Клуба им. Дзержинского, можно увидеть, в каком чуть ли не аварийном положении находятся другие дома из комплекса, получившего в народе название "Дворик Чекистов".