Конгресс-холл к ШОС и БРИКС – как проект метро в Челябинске?
Быть или все-таки не быть конгресс-холлу над Миассом – вот в чем вопросПланы по месту проведения саммитов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и стран БРИКС в Челябинске в 2020 г. меняются. Построить конгресс-холл на набережной Миасса к моменту открытия международных событий уже физически невозможно, но не готова и резервная площадка, так называемый конгресс-холл "Таганай-2020" бизнесмена Алексея Наговицына. В мае, при объезде строек в Челябинске, бизнесмен просил на достройку "Таганая" у губернатора Бориса Дубровского около 1 млрд руб. и тогда глава области предпочел промолчать. Непросто ситуация обстоит и с постройкой гостиниц и даже зданием нового терминала аэропорта "Челябинск". Что происходит в Челябинске на фоне подготовки к саммитам – в обзоре Накануне.RU.
В последние недели чиновники проводят многочисленные совещания, выезды на места, звучат заявления по самым разным темам, впрочем, пока предъявить то, что реально было бы сделано к приему международного форума, сложно. Мы рассказывали об этом совсем недавно. И, наверное, пока единственное, что изменилось с тех пор, это закрепление табличек стран-участниц в так называемом Саду саммитов ШОС и БРИКС у оперного театра, возможно, теперь они не будут валяться на земле .
Новая порция планов озвучена южноуральскими чиновниками в Москве на прошлой неделе, согласно им, изменено место главной площадки саммитов (тот самый недострой Наговицына, на который требуется 1 млрд). Заявления сделаны в столице на первом заседании оргкомитета по проведению этих важнейших международных мероприятий.
По первоначальным планам, в бизнес-центре Наговицына планировалось разместить медиа-центр саммитов, чему здание, наверное, более или менее будет соответствовать. Теперь же там планируется собрать президентов России, Китая, Бразилии, Южной Африки, стран СНГ, до кучи – в качестве наблюдателей организации состоят сегодня Индия и Пакистан.
В этой связи следует еще раз напомнить слова ответственного секретаря оргкомитета Антона Кобякова, который призвал на встрече, цитируем, "проделать значительную работу в части содержательного наполнения встреч лидеров и подготовки инфраструктуры Челябинска. И здесь одним из ключевых критериев является востребованность и практическая польза для населения от вновь создаваемых объектов в будущем". Вот, похоже, с этим-то, то есть с "востребованностью" и "практической пользой" для населения возводимых объектов к саммитам, и есть на сегодняшний день самая большая загвоздка.
Ранее стало известно о выделении более 3 млрд руб. из областной казны по личному указанию Дубровского на начало строительства конгресс-холла, который так и не будет построен к саммитам. Несложно подсчитать, что с такими темпами бюджетного финансирования (а никаких частных денег не будет), по 3 млрд в год, здание будет возведено в лучшем случае к 2020-2021 гг. Стоимость его сейчас оценивается властями в 9 млрд руб.
Несмотря на все заклинания и мантры о приходе частных инвесторов, которые наперегонки бросятся строить в Челябинске к саммитам буквально все объекты, начиная от конгресс-холла и до десятка первоклассных гостиниц, способных принимать президентов и их окружение, этого не случилось и не могло, видимо, произойти по объективным причинам. Просто, как считают эксперты, ни один частник не видит и не мог увидеть дальнейшей перспективы использования того же гигантского конгресс-холла над Миассом после саммитов, хотя бы просто потому, что на сегодняшний день в Челябинске явный профицит (и с избытком!) офисных площадей, а не дефицит.
Одно из самых высоких зданий в столице Южного Урала, "Челябинск-Сити", расположено в буквальном смысле в самом центре мегаполиса и его нынешние хозяева не знают, кому еще предложить квадратные метры со значительными скидками и бонусами. Кстати, "Челябинск-Сити" предлагается временно использовать как высотную гостиницу для размещения гостей саммитов, насколько адекватны эти планы, судить не беремся. Какая участь уготована огромному зданию конгресс-холла над Миассом после проведения саммитов в Челябинске, нетрудно догадаться, вопрос в том, кто будет платить за содержание и поддержание элементарного порядка в этом монстре.
Ровно та же причина лежит в нежелании строить на частные деньги гостиницы, фонд номеров сегодня в Челябинске для обычного режима – избыточен. Каждый из высококлассных отелей – "Видгоф", "Маркштадт", "Смолино-Парк", "Меридиан", "Рэдиссон Блю" и другие – так или иначе с трудом нашел и занял собственную нишу в обслуживании гостей города, редко заполняясь наполовину и работая с небольшой маржой. Что будет с рынком, если к перечисленным добавятся еще хотя бы столько же отелей, предугадать также несложно, и это без учета того, что необходимо в очень короткие сроки где-то найти и обучить персонал.
"Идея с одномоментным введением в строй даже пяти-семи гостиниц высокого класса в Челябинске с самого начала выглядела как авантюра. Допустим, это все-таки удалось сделать. Что будет со всеми этими гостиницами от "4 звезд" и выше сразу после саммитов? Кого они должны принимать и размещать, чтобы работать хотя бы на грани безубыточности? Нищих жителей Челябинской области и соседней Курганской что ли, которые вдруг массово возжелают увидеть собственными глазами красоты Челябинска? Содержать все огромное хозяйство за счет областного бюджета? А на каких основаниях? Это, по-моему, форменное безумие", – комментирует ситуацию знакомый отельер, не пожелавший называться во избежание конфликта с властями из-за критики.
В преддверии саммитов нельзя списывать со счетов и экологическую проблему Челябинска, которая тоже имеет конкретное денежное выражение. Буквально на днях мы рассказывали о существующих проблемах с закрытием Челябинской свалки и рисками появления еще двух полигонов, с чем сейчас в срочном порядке приходится разбираться новому министру экологии региона Сергею Лихачеву. Цена вопроса, напомним, около 1 млрд руб.
И политолог Александр Подопригора указывает на нерешенность экологических вопросов по ликвидации свалки. Сегодняшнее предложение от губернатора и команды – вместо неликвидированной Челябинской городской свалки вскоре в окрестностях города может заработать еще два полигона, в Полетаево и под Чишмой, – не может устроить никого. Ни жителей, ни тем более московских кураторов саммитов.
"Все эти вопросы областные власти сейчас пытаются всячески замолчать и "замазать". Однако если не начать решать их реально, честно и открыто прямо сейчас, то ко времени саммита ШОС они превратятся из трудных экологических в неразрешимые социальные, прямо угрожая не только престижному мероприятию, но и качеству жизни и безопасности жителей миллионного Челябинска", – пишет политолог.
Саммиты, если они, конечно, пройдут в Челябинске, отшумят несколько дней, гости разъедутся, а будущим властям города и области предстоит разбираться с так называемым "наследием ШОС". О рисках мы упомянули и до сих пор нет внятного ответа на вопрос, кто, собственно, будет, так сказать, оплачивать "банкет" в дальнейшем?
"Каждый губернатор в Челябинской области отметился каким-то крупным проектом, за что, кстати, подвергался и зачастую справедливо, резкой критике. Давай вспомним: первый – Вадим Соловьев – реконструировал взлетно-посадочную полосу в аэропорту за счет областного бюджета, его чуть живьем не сожрали за это. Но аэропорт двадцать лет принимает все типы самолетов, такой "взлетки" даже в Екатеринбурге долго не было. Петр Сумин построил конно-спортивный комплекс "Рифей", краеведческий музей, арену "Трактор", да много чего. Строили со скандалами, неизбежной растратой, с криками, руганью, но построили. Михаил Юревич запомнится "дорожной революцией" во-первых, при всей неоднозначности результатов, и во-вторых, сам себе и городу он подарил действительно первоклассные торговые объекты типа "Родника", "Алмаза". До него строили сараи, а сейчас, повторюсь, при всей критике, горожане ездят закупаться туда. Дубровскому тоже, видимо, хочется войти в историю с конгресс-холлом, вот только исполнение хромает", – комментирует на условиях анонимности один из чиновников мэрии Челябинска, отвечающий за строительный комплекс.
По словам нашего собеседника, главная ошибка покойного губернатора Сумина – замах на метро, спроектированное и разработанное еще во времена СССР. Сейчас проложенные туннели и, соответственно, маршруты никому не нужны, перспективы достройки челябинской подземки давно растаяли в тумане вместе с закопанными бюджетными деньгами, более того, уже построенные и ненужные объекты требуют на содержание огромных ежегодных дотаций. Из областного и городского бюджета, разумеется.
"А главное, никто не знает, что с этим всем дальше делать? Закапывать обратно? Перепрофилировать, но в какую сторону и сколько это может стоить?" – отмечает наш эксперт.
И говорит, что с конгресс-холлом над Миассом может получиться та же история – Борис Дубровский рано или поздно оставит должность, саммиты или проведут в Челябинске, или не проведут – а что и кто дальше будет делать с этим недостроем над рекой, никому неизвестно.
"Может, пока не наворотили дел, остановиться? Хотите саммиты, проводите у Наговицына, навалитесь, помогите ему достроить то, что он начал. И благоустройте, наконец, набережную на деньги, которые планируете истратить на непонятный "космический" объект", – подводит итог собеседник.
Видимо, понимание этого и приходит по мере презентации амбициозных планов южноуральских чиновников в столице. Совокупная цена вопроса подготовки к саммитам ШОС и БРИКС – до 50 млрд руб., так что и власти региона можно понять – есть за что бороться. С другой стороны, вообще очень редко при реализации таких масштабных проектов все идет по планам и в срок, за примерами ходить далеко не надо: вспомнить хоть судорожную подготовку к саммитам АТЭС во Владивостоке или объектов олимпийского Сочи, когда неготовность и все просчеты местных властей в буквальном смысле заливали федеральными деньгами.
При этом, Владимир Путин признавал, что самостоятельно Челябинская область вряд ли справится с подготовкой к саммитам, и обещал федеральную помощь. Но едва ли и Москва станет раздавать деньги направо и налево. Насколько можно судить, после последних заседаний и будет определена реальная готовность Челябинска к тому, чтобы "поднять" этот проект, и определена степень участия федерального Правительства, и реальная необходимость тех или иных объектов. Политолог Александр Подопригора при этом указывает, что, несмотря на "громадье планов", вновь озвученных челябинскими чиновниками в Москве, им ясно и четко дали понять о возможности переноса проведения саммитов ШОС и БРИКС в другое место. Но, видимо, пока сигналы плохо доходят до южноуральских элит, так, уже сегодня на аппаратном совещании глава города Евгений Тефтелев заявил, что в Челябинске успеют построить 170-метровый конгресс-холл на реке Миасс к саммитам.