Повышение пенсионного возраста – новый шок без "терапии"
Создается объединенный штаб противодействия реформеИсполком Конфедерации труда России (КТР) выпустил заявление против повышения пенсионного возраста. Организация, запустившая самую массовую онлайн-петицию, теперь начинает широкую "уличную" кампанию.
Активисты сообщества отмечают, что решение о повышении пенсионного возраста не основано на имеющихся официальных статистических данных и не соответствует целям, поставленным президентом РФ Правительству. Люди просто не успеют дожить до пенсии, ведь, по данным статистики, в большинстве регионов средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше 65 лет, а в трех субъектах – меньше 60 лет. А что касается прогнозов, основанных на тенденциях сегодняшнего дня, то до 65 лет не доживет 40% мужчин и 20% женщин.
Дефицит Пенсионного фонда был вызван самой же экономической политикой Правительства РФ. Одна из причин, почему фонд "прохудился" – теневая экономика. Так, ежегодно пропадает 2,2 трлн руб. страховых взносов. Потому Правительство должно бороться с неофициальной занятостью, а не повышать пенсионный возраст – считают в объединении независимых профсоюзов.
А 28 июня в помещении Конфедерации труда России состоялась встреча представителей организаций, выступивших против правительственного законопроекта. Был создан объединенный общественный штаб протестных действий, для организации борьбы в столице сформирована коалиция "Москва против повышения пенсионного возраста" (ядро всероссийского движения "Народ против").
Участники поддержали инициативу КТР о проведении 18 июля шествия и митинга в Москве, предварительно согласованы варианты маршрута и место проведения акции.
Председатель исполнительного комитета КТР Игорь Ковальчук в интервью Накануне.RU рассказал о перспективах протестных действий.
– Вы создаете открытый штаб для общероссийской борьбы против повышения пенсионного возраста, как это будет выглядеть? Как будут организованы протесты?
– У нас на сайте Конфедерации трудящихся России есть карта, на которой можно увидеть, где какие коллективные акции запланированы. Безусловно, мы поддерживаем любые акции, которые лежат в рамках закона, мы приглашаем только на те акции, которые будут согласованы, и в каждом регионе мы работаем с теми силами, которые готовы. Это могут быть и профсоюзы, и партии, и отдельные граждане.
– Вообще это шоковая для населения реформа. Как мы помним, была "шоковая терапия" в 1990-е, кто выживет – тот выживет, это что-то подобное?
– Да, только терапии никакой нет. Это закон, который подготовлен с точки зрения бухгалтерского подхода – просто посчитали деньги и решили, что если количество пенсионеров будет поменьше, то, соответственно, денег будет чуть больше. С нашей точки зрения, само согласование носило скоропалительный характер – во-первых, без должного обсуждения в обществе, во-вторых, без должного подсчета среднесрочных и долгосрочных последствий принимать закон нельзя. Его пытались, что называется, "протащить" через российскую трехстороннюю комиссию, и ее собрали просто для того, чтобы скорее поставить "птичку". Все это неправильно, для принятия подобного закона, если говорить об увеличении пенсионного возраста, нужно провести трудную работу, просчитать, действительно ли это приведет к длительным положительным последствиям.
– А к каким последствиям, кроме очевидных, это приведет? Это ударит по рынку труда?
– Это увеличит безработицу в стране, уменьшит количество рабочих мест для молодежи. Кроме того, мы знаем, что после 45-50 лет, если ты потерял работу, найти новую очень сложно, также есть такой нюанс, что в стране отсутствует система переподготовки, освоения новых профессий. Вообще требуется принять достаточно много мер перед тем, как заявлять о повышении пенсионного возраста. В нынешнем виде этот законопроект просто породит большое количество пожилых людей, у которых не будет ни работы, ни пенсии.
– Пенсионная реформа нарушает права работников?
– Эта реформа нарушает права всех граждан. То есть фактически это мера, которая приводит к ухудшению жизни граждан, к нарушению их прав.
– Тем не менее, Правительство заявляет о том, что после пенсионной реформы наступит всеобщее благоденствие?
– Да, о многом приходилось читать в средствах массовой информации, например, что многие пенсионеры продолжают работать потому, что им этого хочется, потому что у них есть силы. Да, возможно, силы выполнять какую-либо работу еще есть, но причина не в этом. Просто пенсии невелики, и людям банально не хватает денег на жизнь. Не секрет, сколько нужно платить за коммунальные услуги в той же Москве, да и в регионах не лучше, люди вынуждены отдавать половину пенсии за ЖКХ, и на что им остается жить? Люди просто вынуждены работать, еще там был какой-то довод, что длительная работа приведет к тому, что люди будут дольше жить… У меня нет слов, чтобы описать, из какой области это заявление. Умственная работа, конечно, полезна для профилактики некоторых болезней, которые приходят ко многим в старости, но здоровье не ограничивается только этим фактором.
– Как реагируют люди, кто выходит на акции, много ли сподвижников уже сегодня?
– Фактически все оппозиционные партии, которые представлены в Думе, выступают против этого законопроекта. По крайней мере, в нынешней его редакции, многие депутаты от "Единой России" уже высказались отрицательно, хотя есть централизованное указание воздержаться от критики в этой партии. Кроме того, мы на ту петицию, которую опубликовали на сайте Chang.org, получаем очень много отзывов просто от обычных людей, которые выражают свою точку зрения. Конечно, все против такого законопроекта, предлагают свою помощь, спрашивают, что мы еще можем сделать, выражают готовность участвовать в акциях протеста в тех городах, где они живут. Такая довольно серьезная поддержка в обществе.
– Сейчас пикеты и крупные акции просто не согласовывают из-за ЧМ по футболу, как Вы считаете, после ЧМ будет мощная протестная волна, выйдут ли люди на улицы, чтобы показать свое несогласие с решением Правительства повысить пенсионный возраст?
– Пока это касается только больших городов, где проходят матчи, да. Сложно сказать поднимется ли такая мощная волна, потому, что в любом обществе активистов не больше 10%, я надеюсь, что большинство людей абсолютно точно понимает, что этот закон против их интересов. Сколько из них сочтет возможным выйти на акцию – посмотрим. Такой поддержки – пока еще виртуальной – мы давно не получали.
КТР ведет онлайн-карту протестов против реформы