Поиски концессионера, газопроводы и конкурент. С какими сложностями может столкнуться ВСМ Челябинск – Екатеринбург
Проект строительства ВСМ Челябинск – Екатеринбург стал главной темой совещания двух уральских губернаторов Бориса Дубровского и Евгения Куйвашева с представителями крупного бизнеса в рамках международной выставки "Иннопром-2018". По мнению глав регионов, участие уральских компаний в реализации проекта может привнести в экономику Свердловской и Челябинской областей десятки миллиардов рублей. Стоимость проекта оценивается в 360 млрд руб., а согласно заявке, 50% расходов предлагается покрыть капитальным грантом государства. Пойдут ли на это федеральные власти, станет известно после 30 сентября. Эксперты считают, что тратить такие деньги на магистраль не имеет никакого смысла, указывая отсутствие у проекта экономических перспектив. Подробности – в материале Накануне.RU.
Борис Дубровский на встрече отметил, что у уральских компаний и предприятий сегодня есть до 70% компетенций для реализации проекта. И как сообщила пресс-служба главы южноуральского региона по итогам встречи, компании проявили заинтересованность в своем участии в проекте.
Для строительства ВСМ было создано хозяйственное партнерство "Уральская скоростная магистраль", в которое вошли Челябинская и Свердловская области, Группа ЧТПЗ, РМК и Инвестиционная группа РВМ-Капитал. Челябинский металлургический комбинат уже заявил, что готов поставлять рельсы для строительства ВСМ. Однако концессионера для реализации проекта власти еще не нашли.
В июне 2017 г. было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации проекта строительства ВСМ "Челябинск – Екатеринбург" с выходом на ВСМ "Москва-Пекин" между ХП "Уральская скоростная магистраль" и China Railway Group Limited. Спустя год губернатор встретился с президентом China Railway Group Ltd Чжан Цзунъянем, где еще раз стороны обсудили перспективы участия компании в проекте строительства УВСМ. Дубровский рассчитывает, что китайская корпорация войдет в состав ХП "УСМ", внесет свой взнос в уставный капитал и станет концессионером.
Проявляет интерес к ВСМ и консорциум "Немецкая инициатива", который изучает возможность финансирования строительства высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. Вопрос, по словам президента Siemens в России Дитриха Мёллера, планировалось обсудить в рамках форума "Иннопром-2018". Однако по итогам выставки каких-либо заявлений по данной теме не было.
Однако, кроме поиска концессионера, региональные власти могут столкнуться и с другой проблемой – у "Газпром трансгаз Екатеринбург" есть вопросы в плане безопасности. По предварительным данным, ВСМ будет в 72 точках пересекаться с магистральными газопроводами.
"Речь шла о предварительном рассмотрении, по факту мы ожидаем, что пересечений будет намного меньше. Необходимо подготовить проект, в котором необходимо предусмотреть и постараться оптимизировать количество пересечений, свести их к минимуму. Все стороны заинтересованы в том, чтобы пересечений было как можно меньше. В тех местах, где в итоговом проекте будут пересечения, необходимо произвести работы по замене труб. Труба будет высшей категории, у нее более толстые стенки, и изготовлена она из стали высокого качества для обеспечения безопасности в силу того, что это пересечение с высокоскоростной магистралью", – сообщили Накануне.RU в службе по связям с общественностью и СМИ ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург".
В мае проект строительства ВСМ Челябинск – Екатеринбург включен в транспортную стратегию страны на период до 2030 г. Сейчас заявка хозяйственного партнерства УСМ находится на рассмотрении в Минтрансе РФ, ответ должны получить до 30 сентября.
Политолог Александр Подопригора напомнил, что ВСМ Москва - Казань уже давно включена в транспортную стратегию, но к строительству магистрали так и не приступили.
"В этой стратегии очень много чего включено. Там значится скоростная магистраль Москва – Казань, к которой даже близко еще не приступали, и я думаю в обозримом будущем не приступят. Просто чиновники так работают, им нужно записывать какие-то планы, чтобы они у них были, чтобы они всегда могли отчитаться, что эти планы есть и намного лет вперед. В нынешних экономических условиях те суммы, которые требуются из бюджета страны на эту стройку, совершенно неподъемные, и их, я уверен, никто не выделит", – говорит он.
Несмотря на то, что уральская магистраль вошла в транспортную стратегию страны, приоритетным для властей участком строительства высокоскоростных магистралей до 2025 г. остается Москва – Казань. Стоимость строительства ВСМ постоянно менялась и сейчас оценивается в 1,6 трлн руб.
За это же критикуют и проект ВСМ Челябинск – Екатеринбург, его стоимость за несколько лет выросла в три раза – до 360 млрд руб. Из них 180 млрд руб. планируется получить в виде капитального гранта государства, еще 180 млрд руб. должны выделить концессионер и инвесторы, которых у проекта до сих пор нет.
"Поначалу Челябинские власти говорили, что стройка обойдется в 120 млрд руб., потом стоимость выросла до 180 млрд руб., потом вдруг она выросла в два раза и стала стоить 360 млрд руб. Причем именно тогда появилась идея, что половину этой суммы должно просто дать государство в качестве капитального гранта. А остальное будет внесено неизвестными концессионерами. Я думаю, что планируется это сделать в виде ничего незначащих ценных бумаг и кредитов. Но даже кредитные средства возможны только в том случае, если в проекте будет участвовать федеральный бюджет и эти 180 млрд будут выделены. Я думаю, это абсолютно нереальная перспектива на обозримые 5-10 лет", – считает политолог Александр Подопригора.
Челябинские эксперты уверены, что у проекта уральской ВСМ порсто нет перспектив на реализацию.
"На чьи деньги строить? Денег нет. Во-вторых, бессмысленно тратить такие деньги, поскольку проект не имеет никакой экономической перспективы. У нас из Челябинска в Екатеринбург есть две железные дороги, которые неэффективно используются. Достаточно привести в порядок дорогу, которая идет через Каменск, и пустить по ней поезда, те же "Ласточки", которые будут доезжать за два часа, и никаких проблем", – говорит эксперт в сфере транспорта и логистике Яков Гуревич.
"Смысла в этой магистрали экономического нет, заявляется, что будет сообщение с Китаем, это полный абсурд. Сейчас между Европой и Китаем курсирует 2 тыс. поездов ежегодно, сейчас они пошли через Екатеринбург, минуя Челябинск, так что необходимости в этом крюке в Челябинск никакой нет. Области это тоже ничего не даст, будет неподъемное бремя в виде бюджетных расходов. Дорога абсолютно неперспективна в коммерческом отношении, у нас нет даже близко такого пассажиропотока, которые мог бы гарантировать ей окупаемость. Значит выпадающие расходы концессионера будут компенсироваться из областного бюджета. Это будет второе челябинское метро, только еще более масштабное", – соглашается Александр Подопригора.
Кроме того, у уральской магистрали может появиться конкурент – ВСМ от Краснодара до Грозного. Глава Чечни Рамзан Кадыров попросил президента России Владимира Путина построить Транскавказскую ВСМ, стоимость которой оценивается в 1,2 трлн руб.
Александр Подопригора напомнил, что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже назвал этот проект "визионерским", добавив, что и челябинская ВСМ – тоже визионерский проект.
"Из этих двух проектов, у проекта Кадырова больше шансов, если это будет решено делать как чисто политический проект, который может в какой-то степени оживить экономическую ситуацию на неспокойном Северном Кавказе. Ситуация там достаточно депрессивная. Это все опять же в плане гипотетических предположений, если этому можно будет придать международное звучание, но не факт, что это нужно для власти, чтобы туда шел непонятный международный капитал. Я думаю, что с политической точки зрения это не очень нужно Кремлю", – заключил он.
Напомним, предполагаемая уральскими властями трасса железнодорожной магистрали пройдёт через город Екатеринбург, Белоярский, Арамильский, Сысертский городские округа Свердловской области, Каслинский, Сосновский, Кунашакский, Красноармейский муниципальные районы и Челябинский городской округ. В рамках проекта предусмотрена реконструкция вокзалов Екатеринбурга, Челябинска, станции Шарташ, а также строительство станций Кольцово-УВСМ, Сысерть-УВСМ, Снежинск-УВСМ, Сулейманово-УВСМ и Баландино-УВСМ. По планам, ВСМ должна объединить Челябинск и Екатеринбург и создать третью крупнейшую агломерацию в стране.