Не хватило "успеха"? Эксперты ЕГЭ массово "обнулили" эссе по английскому
Основной этап Единого государственного экзамена прошел, итоги подведены, предложения того, как сделать "процедуру проведения ЕГЭ более комфортной и прозрачной", собраны, а вот скандалы не заканчиваются. На днях конфликтная комиссия отказала в удовлетворении апелляций выпускникам свердловских школ, которые пытались оспорить "нулевые" баллы за эссе на ЕГЭ по иностранному языку. Школьники, некоторые из которых имеют международные сертификаты о знании английского языка и опыт обучения в англоязычных странах, потеряли 14 баллов, принципиальных для поступления в "сильные" вузы. Одни говорят – дело в в непонимании темы, другие – в недостаточном употреблении "кодовых" слов в сочинении. Есть и конспирологическая версия: из "центра" якобы поступил сигнал о снижении баллов "регионалам", чтобы те не перегружали столичные вузы. О финальном скандале основного этапа ЕГЭ-2018 – в материале Накануне.RU.
В ЕГЭ по иностранному языку – две части: письменная и устная. 9, 13 и 18 июня школьники прошли испытания, в первых числах июля – получили результаты. На днях выпускники атаковали конфликтную комиссию из-за "нулевых" эссе, за которые можно получить до 14 баллов. Причин обнуления 40-го задания оказалось несколько: где-то эксперты сочли, что экзаменуемый не понял тему, где-то, например, на Урале, проверяющим не хватило ключевых слов.
"В 2018 г. большое количество выпускников получили ноль баллов за эссе на экзамене по английскому языку, – сказано в проекте петиции репетитора по английскому языку из Москвы Татьяны Пекер. – Это уменьшило их общий балл на 14, тем самым лишив многих из них возможности поступить в выбранные вузы. Одной из причин были темы эссе, трудные для учеников среднего уровня. По правилам оценки экзамена, если эссе не соответствует теме, выпускник получает ноль баллов по критерию "решение коммуникативной задачи" (РКЗ) и ноль баллов за все эссе. Соответственно, "нули" получили те ребята, которые не до конца поняли названия тем из-за сложной лексики в их формулировках".
Инициативная группа преподавателей и родителей выпускников написали письмо руководителю федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам Марии Вербицкой с просьбой признать одну из тем эссе по английскому некорректно сформулированной и в дальнейшем разрешить испытуемым выбирать тему из нескольких предложенных.
В ответ разработчик ЕГЭ посоветовала… не писать эссе вовсе.
"Задание 40 – задание высокого уровня сложности, предназначенное для выпускников, обучавшихся по программе профильного уровня. Задание 40 дифференцирует учащихся с действительно высоким уровнем владения английским языком, претендующих на 85-100 баллов. В своих рекомендациях специалисты ФИПИ неоднократно советовали учителям формировать следующую установку выпускников, обучавшихся в школе по программе базового уровня: не выполнять задание 40, а посвятить освободившееся время другим заданиям, что при их успешном выполнении гарантирует 86 баллов", – говорится в ответе Вербицкой.
Мама одной из выпускниц рассказала, что, по словам экспертов на апелляции, девочка неверно поняла понятие "Digital literacy" и трактовала его как использование компьютера и интернета специалистами, а нужно было писать про... "микроволновки".
"Дочери эксперт сначала строго напомнила, что эссе – это для профильного изучения. Digital literacy в профессии - использование микроволновок поваром и сложных приборов врачом. А у нас компьютер и интернет, не в тему. Потому 0. На все доводы о размытости понятия ответили, что работу проверили четыре эксперта, и не нам в них сомневаться", – написала родительница в соцсетях.
Одно дело – не понять тему, другое – провалить целое задание из-за недостаточного количества "кодовых" слов в каждом абзаце. Именно так, по словам родителей уральских выпускников, члены конфликтной комиссии объяснили "нулевые" оценки.
Дочь бывшего депутата Законодательного собрания Свердловской области Евгения Артюха Варвара с четырех лет изучает английский язык, два года училась в Ирландии на английском, сочиняет на этом языке песни, но за эссе на ЕГЭ она получила "ноль".
"Ей поставили "ноль" за эссе, и это повлияло на конечный результат. Непонятно, это был экзамен по английскому языку, либо по формальной логике? Говорят, что таких школьников было 80% на Урале. Им поставили "ноль", потому что они, раскрывая тему раннего выбора профессии, по мнению экзаменаторов, должны были одно и то же слово "успех" и еще какие-то два слова употребить в каждом абзаце трижды. Эссе нужно, чтобы понять, может ли школьник размышлять на английском языке, есть ли у него словарный запас, а им, оказывается, нужно было, чтобы одно и то же слово было написано в каждом абзаце. Это странно, потому что объем сочинения – всего 250 слов – и каждое слово дорого. На апелляции сказали, что эссе, в которых не было этих слов, вообще не оценивались. Не оценивали ни грамматику, ни пунктуацию, ни орфографию. И это был экзамен по английскому?" – поделился с Накануне.RU Евгений Артюх, добавив, что на экзамене по английскому в Ирландии его дочь получила 96 баллов из 100, а на ЕГЭ – всего 79.
При этом учителя оценили эссе Варвары минимум на 10 баллов из 14.
"Когда они с женой пришли на апелляцию, по глазам экзаменаторов было видно, что они с ней согласны, но они, видимо, руководствуются какой-то установкой свыше, каким-то формальным подходом. Ходят упорные слухи, что неоправданное оценивание – это политика, которая идет из Москвы, с тем чтобы детям из регионов снизить шансы на поступление в столичные вузы. Я не исключаю, что такое может быть. 14 баллов – это серьезно. Многие не попадут туда, куда хотели", – сказал экс-депутат.
Евгений Артюх добавил, что об аналогичной проблеме ему сообщили и родители из других регионов.
При этом повторение одного и того же слова в эссе в "методических рекомендациях для учителей", подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ-2017, называется "однообразием лексики" и уж точно не идет в плюс при оценке работы.
Жительница Нижнего Тагила рассказала, что на апелляции несогласного со своим результатом ребенка буквально стремятся "задавить" авторитетом.
"Мы не добрали свои баллы для поступления. С ребенком на апелляции сначала разговаривает один член комиссии, потом когда видит, что ребенок оппонирует, свободно подключаются еще два члена комиссии, чтобы "задавить" своим авторитетом", – рассказала в соцсетях Надежда Журавлева.
В распоряжение Накануне.RU попало одно из сочинений, которое эксперты, по словам родителей выпускницы, обнулили из-за недостаточного повторения слова "успех". Преподаватели онлайн-школы английского языка EnglishDom.com считают такую оценку несправедливой.
"Скорее всего, комиссия сделала вывод, что задание не выполнено, так как все аспекты раскрыты неполно или неточно. На мой взгляд, 0 баллов поставили несправедливо, я считаю, что тема раскрыта и необходимые аргументы приведены, высказано мнение автора по предложенной проблеме, в сочинении представлена противоположная точка зрения, есть объяснение, почему автор не согласен с другой точкой зрения (контраргументы), в конце сочинения есть заключительная фраза с выводом, текст правильно разбит на пять абзацев", – сообщила Накануне.RU преподаватель Ольга.
А преподаватель Анета предположила, что автор не решила коммуникативную задачу, за что ставится ноль баллов автоматически. Кроме того, в сочинении превышен лимит слов.
Сейчас репетиторы и учителя по английскому могут оценить эссе по сканам бланков ответа. В социальных сетях появились сочинения по обеим темам – "Digital literacy" в профессии и раннему выбору профессии.
"Я эксперт. Прочитала первое эссе. Пока на скорую руку, но РКЗ точно не 0. Тема раскрыта, я считаю", – написала Александра Филиппова в "Фейсбуке".
Второе эссе – тоже не "нулевое", подтвердили эксперты.
"Автор – молодец и умница. Это не может быть нулем! Это максимально за РКЗ и организацию текста!" – написал заместитель директора многопрофильной гимназии №12 Твери Андрей Мишин.
Коллеги с ним согласились: можно было снять один балл за грамматику, но не все 14.
В установку обнулять баллы за недостаточное употребление "кодовых" слов Андрей Мишин не верит.
"Мы тоже много работ обнуляли именно потому, что ребята уходили от темы. Но, честно, мне не нравится такая практика. Ноль должен быть в самых крайних случаях при оценивании продуктивной части ЕГЭ – это текст человека, ребенка, и мы должны и обязаны поставить ему оценку", – поделился своим мнением с Накануне.RU Андрей Мишин.
А вот установку по снижению баллов "регионалам" не отрицают сами эксперты, проверявшие ЕГЭ.
"Вчера коллега из Екатеринбурга написала: была установка занижать баллы. От экспертов из других регионов я тоже это слышала", – написала Ирина Агейкина, на что получила ответ эксперта ЕГЭ.
"Я сама эксперт не первый год, я была на общероссийском вебинаре, где это было четко сказано. Сама проверяла работы два дня. Но вы же знаете и понимаете, что в каждом регионе ведущие эксперты за день до проверки собираются и разрабатывают подробную инструкцию для проверяющих с учетом тех нюансов, которые они увидели в работе! И выдают эти инструкции с подробным комментарием во время часового инструктажа в день проверки. Все-таки должен быть и здравый смысл, и вдумчивый подход, а не тупое взятие под козырек на любой приказ "ату". Эксперт остается один на один с работой, с пистолетом у его виска никто не стоит. Я всегда готова поддерживать учителей, потому что сама учитель. Но тут я отказываюсь понимать экспертов! Да пусть меня выгонят потом из экспертов, чем я росчерком своей черной гелевой ручки тупо выполню приказ "вали всех", – ответила Мария Архарова.
Примечание: Мария Архарова пояснила Накануне.RU, что экспертов, проверяющих ЕГЭ по английскому языку, призвали строже оценивать ответы участников, четко соблюдая критерии ФИПИ, чтобы самый высокий балл получили по-настоящему сильные работы.
Напомним, что обращения по поводу обнуления эссе в Свердловской области в Рособрнадзор не поступали, в региональном минобре заявили, что жалоб к ним также не поступало, тем не менее, там намерены проанализировать случившееся.
Родители выпускников не исключают, что им придется обращаться в прокуратуру и суды.