Владислав Пинаев: Продолжить начатое, создать новое!
Взять интервью у врио главы Нижнего Тагила Владислава Пинаева оказалось не так просто. "Я человек непубличный, мне вся эта шумиха в СМИ не импонирует, предпочитаю спокойно работать", – говорит он. График Пинаева расписан на несколько недель вперед. Подчиненные говорят – это особенность нового руководителя: четкое планирование, пунктуальность, порядок. Еще деталь – Пинаев отменил расширенные аппаратные. Они, кстати, существовали с советских времен. Никто даже не помнит, сколько лет. "Неэффективная трата времени коллег, сегодня существуют более современные способы коммуникации", – объяснил новый руководитель Тагила. О том, что Владислав Пинаев считает важным и эффективным, он рассказал в интервью Накануне.RU.
– Владислав Юрьевич, Вы мечтали стать главой города, такого как Нижний Тагил, или так сложились обстоятельства?
– Вы и сами, наверняка, знаете, что, скорее, это стечение обстоятельств. Как правило, никто не мечтает в жизни стать тем, кем реально становится. Я, например, никогда не мечтал, что буду министром промышленности Свердловской области и не шел к этому. То же самое и по Нижнему Тагилу – никогда не думал, что так привяжусь к городу, но теперь моя судьба во многом связана с ним.
– Есть такое понятие, как уральский характер. Вы с Урала. А что повлияло на формирование Вашего характера?
– Выделить что-то одно не получится. Здесь ряд факторов: воспитание, занятие спортом [Пинаев – мастер спорта СССР по плаванию], работа в бизнесе и на государственной службе. И такие жизненные этапы, как, например, служба в армии [проходил срочную службу в Чебаркуле в 225-й отдельной артиллерийской бригаде]. Каждый этап вносил что-то свое, формируя во мне некие черты, "пазлы", сложившиеся в сегодняшнего Владислава Пинаева.
– А что Вам дала работа в правительстве региона?
– Прежде всего – опыт общения с людьми, которые принимают решения и несут ответственность. "Закалять" меня уже было не надо, к тому времени я прошел через "лихие" 90-е годы, кто помнит – тот знает: остался живой – значит "закалился".
А работа на госслужбе позволила сформировать круг общения, интересов, завязать знакомства. И, конечно, расширить знания о Свердловской области, понять, что из себя на самом деле представляет наш регион. Мне достался в наследство созданный еще [бывшим председателем правительства области] Алексеем Петровичем Воробьевым и моим отцом [Юрий Григорьевич Пинаев с 1998 по 2001 гг. руководил администрацией губернатора Свердловской области, был членом регионального правительства, а с 2005г. – исполнительный директор Фонда губернаторских программ] экспертный совет, куда входили такие личности, как [первый ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета] Василий Васильевич Блюхер, и руководители НПО "Автоматики" Леонид Николаевич Шалимов и завода им. Калинина Николай Владимирович Клейн, многие другие замечательные личности, стоявшие у истоков создания уральской промышленности. Члены совета постоянно выезжали на предприятия, делились опытом – как все было во времена СССР, дарили книги об истории региона, которые я с огромным интересом читал.
Например, можно было понять, как формировался гособоронзаказ в то время, как существовала промышленность. И на базе современной и существующей систем, в 90-е годы, когда практически все промпредприятия встали на колени, можно было провести анализ и сделать вывод – как жить дальше. Это тоже жизненный опыт, благодаря которому сложилось глубочайшее уважение к профессионалам старшего поколения.
– А как сейчас складываются взаимоотношения с областной властью?
– Взаимоотношения с руководством региона сложились рабочие. Евгений Владимирович Куйвашев – человек, который может помочь в политических, экономических вопросах, может просто дружеский совет дать. Я высоко ценю такой уровень отношений. В Свердловской области главная фигура – губернатор, как руководитель это прекрасно понимаю.
За последние годы Нижний Тагил приобрел статус особого города, президент России уделяет нам повышенное внимание. Поэтому с полпредством [президента в УрФО], которое возглавил Николай Николаевич Цуканов, тоже постоянно взаимодействуем.
Прекрасные отношения у нас с [первым заместителем губернатора] Алексеем Валерьевичем Орловым, к нему обращаюсь по хозяйственным делам, у него в подчинении весь экономический блок.
– А почему ушли с поста министра промышленности Свердловской области в свое время? Как вообще попали в Тагил?
– Кстати, про стечение обстоятельств. На самом деле я должен был в то время ехать министром промышленности в Пермь. Уже прошел собеседование и вопрос с губернатором края – тогда Виктором Федоровичем Басаргиным – был практически решен. Но так случилось, что состоялся разговор с Сергеем Константиновичем [Носовым, мэром Нижнего Тагила], и я принял для себя решение: где родился – там и пригодился. А в городе я знал очень многих людей, они прекрасно знали меня. С большинством у меня сейчас хорошие, а с некоторыми даже близкие отношения. Плюс доброе имя отца, чья репутация осталась незапятнанной за все время его службы на высоких областных постах. Поддержку этих людей я сейчас чувствую. Это здорово помогает при принятии сложных решений.
– А отношения с Носовым?
– Когда я в 2014 году пришел в команду Носова, то пожал ему руку и сказал: Сергей Константинович, я буду с вами до окончания ваших полномочий. Так и получилось.
– Вы почувствовали тогда своеобразие тагильского характера?
– Я давно понимал, каким безграничным потенциалом обладает этот город, внимательно изучил его историю. Можете не верить, но первое место, куда я пришел, перебравшись в Нижний Тагил в марте 2014 года, это местный краеведческий музей. Тагильский характер представляет из себя "гремучую смесь" из неоднозначного наследия демидовских времен, притока кадров, в том числе интеллигенции, в результате эвакуации заводов во время Великой Отечественной войны, спецконтингента зон и коренных уральцев. С тагильчанами работать сложно, они очень требовательный народ, у них высочайшее чувство собственного достоинства, но, если станешь для них своим, не подведут, не кинут.
– Осенью вам предстоит конкурс на пост главы. Как Вы оцениваете оставленное наследство, оно позволяет почивать на лаврах или это лишь задел для более масштабной работы?
– Насчет "почивания на лаврах" – конечно, нет. Сейчас надо спокойно проанализировать все, что сделано, в том числе обсудить вопросы с губернатором. Он готов меня выслушать, когда я подготовлю ему развернутый доклад о своем видении развития Нижнего Тагила. Кратко я бы охарактеризовал свою задачу так: "Продолжить начатое, начать новое". Запущены масштабные проекты, большинство из них курировал в качестве первого заместителя. Поэтому долго разбираться не надо. Появились новые идеи. Для меня программа развития города – это подготовка к его 300-летию, дата настолько величественная, что работы на 4 года непочатый край. И ответственность огромная, ведь Указ о праздновании 300-летия города подписал президент.
– Известно, что большие проекты Носова были связаны с и большими затратами, много говорят про закредитованность Нижнего Тагила. Это самая большая проблема, с которой Вам придется столкнуться?
– Да, кредиты есть, кредиты большие, но катастрофы я не вижу, сегодня развиваться, не заимствуя деньги, невозможно. Приходится выбирать – или ездить на старом "Запорожце", или взять деньги в банке и купить новую хотя бы "Ладу". Мы живем сейчас, а не завтра, поэтому нужно, чтобы сегодня была в городе чистая вода, чтобы мусор перерабатывался, а не сваливался в зловонные кучи, которые уже через несколько лет станут главной экологической угрозой для города, чтобы на улицах было светло, хочется сегодня, а не, как у Жванецкого, кажется, "там, где нас нет".
Есть видение, как разгрести кредитную нагрузку, поменять кредитные портфели, снизить ставки, реструктуризировать короткие заимствования. Самые кабальные кредиты мы уже погасили в первый месяц моей работы – более 200 миллионов рублей. Разгребем, другого выхода нет. И будем брать новые, чтобы двигаться вперед, чтобы развивать город. Могу только сказать, что финансовая политика администрации станет более осмотрительной и более жесткой.
– А к чему Нижний Тагил идет сейчас? Вы были замечены на ИННОПРОМе – о чем шли переговоры в ходе этой выставки?
– Идем к концессии с Облкоммунэнерго по строительству мусороперерабатывающего комплекса. Аналогичный современный полигон готовится к запуску в Тюмени, в августе поедем, посмотрим на него в действии. Для Нижнего Тагила это будет очередной прорыв. Город нуждается в современной мусоропереработке, иначе через несколько лет мы просто утонем в ТБО.
– А обсуждалась ли с венграми водная концессия, на какой она стадии?
– Водную концессию курировал с самого начала, поэтому знаю о ней все. Идет переговорный процесс с правительством [области]. Все заинтересованы в том, чтобы проект состоялся. Открыто скажу: хочу сделать более жесткие условия для потенциальных инвесторов. Изначально первой была частная инициатива в рамках 115-го федерального закона ["О концессионных соглашениях"], но она не реализовалась: заявились дополнительно три компании, и мы перешли в конкурс, причем, в открытый. Цена вопроса – 16 миллиардов рублей, и подписи на всех документах будут стоять мои.
Поэтому, хочу сделать максимально комфортные условия для города, увеличить банковскую гарантию, в том числе на эксплуатацию, максимально проработать техническую часть проекта, потому что мембранных технологий [очистки воды] существует несколько – от самых дешевых до современных. Так что конкурс объявлен, кто победит – тот будет работать дальше.
Есть, правда вероятность, что наша концессия может получить федеральный статус, настолько качественно она проработана. В этом случае будет соответствующее постановление федерального кабинета министров. В любом случае проект на выходе. Масштаб серьезный.
– Понятно, что Вы, как говорится, в курсе всех городских проектов и проблем. Но ведь один в поле не воин. А есть ли у вас команда, готовая разделить с Вами ответственность за управление городом?
– Честно скажу, пока нет, команду надо создавать, команду современную, креативную, честную, создавать, методом проб и ошибок. Это нормальный рабочий процесс. На ключевые роли у меня, конечно, есть кандидаты. Но надо посмотреть, кто городу действительно нужен. Важно собрать работоспособные группы ответственных людей на каждом уровне.
– А как же преемственность?
– Сергей Константинович Носов – это история Нижнего Тагила. Но город живет, трудится, развивается. Надо двигаться дальше – со своей командой, под свою ответственность за принимаемые решения. Команды формируются под стиль управления, у Сергея Константиновича был свой стиль управления, у меня другой, поэтому и команда нужна другая.
– Как к Вашему выдвижению в мэры отнеслись градообразующие предприятия – УВЗ и НТМК?
– Когда у меня была первая встреча с губернатором, он сказал мне, что разговаривал с акционерами ЕВРАЗа и генеральным директором корпорации "Уралвагонзавод". И они мою кандидатуру поддержали. А лично у меня с руководством этих предприятий отношения хорошие. Считаю, что только в единстве областной власти, градообразующих предприятий, муниципалитета – будущее Нижнего Тагила и залог такого же интенсивного развития, как в последние годы.
– На заседании правительства области Вы выступили с инициативой создания музейного комплекса в Нижнем Тагиле, в чем предложение?
– Да, это моя мечта – сделать в городе комплекс на базе музея Горнозаводского дела, который объединит несколько объектов культурного наследия. Со спонсорами я уже договорился, начинаем делать эскизный проект. Сейчас надо определиться – оставить комплекс в муниципальной собственности или передать области. Сразу скажу: город своим бюджетом не потянет. Но нам нужна такая точка притяжения туристов, сколько экспонатов пылится в запасниках – вы даже не представляете! Поверьте, если все пойдет по плану, мы получим туристическую Мекку Свердловской области, Невьянск к нам тоже подтянется. И можно будет наглядно изучать промышленную историю Среднего Урала.
– Проекты – хорошо, но жители и гости Нижнего Тагила уже сейчас приятно удивляются ухоженности города…
– Спасибо, конечно, но это аванс. Что касается благоустройства, то достается всем, кто за него отвечает. Мне лично подчиненные высылают фотографии в качестве подтверждения выполнения работ. По выходным закреплены ответственные по районам – полностью делают объезд территорий. Я сразу предупредил: не дай бог в летнее время, когда все гуляют, в местах отдыха, будет валяться мусор, останутся нескошенной трава или некронированными кусты! Сейчас каждое утро улицы и тротуары водой проливаем, чтобы пыль уходила. Она, кстати, еще с зимы держалась – только недавно удалось полностью смыть.
– Ваша семья как относится к тому, что теперь глава семейства превращается в главу города?
– Восприняли нормально. Хотя пятый год живу в гостинице, в небольшом двухкомнатном номере.
– Спорт не забросили?
– Два раза в неделю с 7 утра проплываю по полтора километра, без остановок, если, конечно, график позволяет. Ну, и на "золотой значок" ГТО сдал все нормативы: отжимания, бег, стрельба, упражнения на пресс, наклоны и так далее – все, как положено.
– Такой вот почти стандартный вопрос – у вас есть хобби?
– У меня "хобби" – добиваться всего, что наметил. Если серьезно, то очень нравится ухаживать за садом. Кронирую деревья, люблю траву косить, сам водопад с каскадом на участке сделал.
– Носов в свое время пришел в мэры со слоганом "Всерьез и надолго", с каким девизом приходите вы?
– У меня конкурсная комиссия [по выборам главы] в сентябре, вот когда депутаты городской думы поддержат меня, тогда и лозунг придумаем, лозунг придумать несложно, сложно ему следовать. А пока задача одна – работать, работать и работать. Люди отдачу должны увидеть, тогда и поверят.
– Что бы сами пожелали себе – как врио главы города?
– Здоровья и выдержки.