Из-за "украинского раскола" РПЦ рискует потерять треть своих приходов
Ватикан "переиграл" патриарха Кирилла?Во время празднования 1030-летия крещения Руси в Киеве состоялось сразу несколько крестных ходов, в том числе и раскольнические – Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАП), поддерживающих идею автокефалии Украины от Русской православной церкви.
Петр Порошенко ранее обращался к Константинополю с просьбой об отделении украинской церкви, и после торжеств получил ответ от фанарского патриарха Варфоломея: "Признавая высокую ответственность первопрестольной Константинопольской Церкви, которая никогда не переставала и не смирялась перед незаконными и неканоническими ситуациями, которые потрясали естественное функционирование православной церкви, и в эти ответственные времена она взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью даровать украинской церкви автокефалию".
Протоиерей Всеволод Чаплин считает это началом гибридной религиозной войны:
"Происходит следующее: на нас нападает волк с волчатами, а мы пытаемся от волчат откупиться конфетками. Волк – это западные элиты, а волчата – это всякие религиозные структуры, которые пытаются добиться того, чтобы Украина стала вечным врагом России".
В УПЦ Московского патриархата все еще вспоминают заявление Вселенского патриархата, сделанное в начале июля, оно несколько отличается от послания, которое зачитали на Украине во время празднования крещения Руси в конце того же месяца. Тогда говорилось о готовности решить церковную проблему на Украине, "руководствуясь тем, что выгодно для народа Божия и сохранения всеправославного единства". А тот же Варфоломей заявлял о "желании восстановить единство разделенного церковного тела на Украине".
Пока одни надеются на лучшее, другие представители РПЦ уже понимают, что дарование автокефалии Киеву – катастрофа, равная Великому Расколу, и не сомневаются, что жертвами таких политических решений будут простые верующие, чьего мнения власти Украины даже не спросили. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион ранее говорил: "Если, не дай бог, произойдет легитимизация раскола, причем при даровании автокефалии раскольничьим структурам, то трудно даже себе представить, к каким последствиям это может привести для всей семьи православных церквей. Это будет означать фактически раскол, подобный расколу 1054 года".
По мнению официальных представителей РПЦ, в тексте, который был передан Порошенко от Варфоломея, нет ничего особо нового, но сама суть того, что говорится, заставляет задуматься – отныне Константинополь считает Украину своей территорией, где может распоряжаться по своему усмотрению. После стольких веков молчания, когда безусловным считалось, что исконно русские земли находятся под юрисдикцией именно Русской православной церкви, Константинополь вдруг поднял голову и заявил о своих правах здесь. И причем когда – в день 1030-лети Крещения Руси.
"Я уверен, что они не так уж стремятся как можно скорее дать какой-то из украинских церквей автокефалию, я думаю, они хотят как можно дольше сами руководить процессом в качестве модераторов, в качестве временной администрации, таким образом, постепенно привести к церковной власти своих прямых ставленников, то есть людей, ими назначенных. Например, из среды украинской эмигрантского духовенства, либо речь может идти о выращенных ими теологах и клириков прозападной ориентации, которые придут на смену как нынешнему консервативному руководству канонической церкви, так и раскольникам-ультрапатриотам", – говорит Всеволод Чаплин в беседе с Накануне.RU.
Эксперт полагает, что действовать нужно срочно и начать стоит с того, чтобы переформатировать всю систему поместных церквей, которая сейчас организована так, что в ее рамках Константинополь практически всегда будет способен продавить свои интересы в ущерб нашим. Иначе Русская православная церковь может потерять около трети своих приходов.
"Если там появляется некая новая организация, претендующая на то, что она является канонической, то многие православные общины могут туда уйти. И в итоге рано или поздно Русская церковь может потерять около трети своих приходов. Там 12 тыс. общин, состоящих в канонической Украинской православной церкви, а всего в РПЦ около 37 тыс. приходов, причем на Украине более крепкие, чем в России, где иногда один священник на несколько приходов", – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.
О планах Константинополя говорит и вопиющий факт – на торжество в честь 1030-летия Крещения Руси в Киево-Печерской лавре делегация из Константинополя не прибыла (об этом сообщил глава синодального отдела Московского патриархата по отношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда). Зато 27 июля делегация Константинопольского патриархата встретилась с президентом Украины Петром Порошенко.
Доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, автор монографии "Религия и политика в современной Европе" Ольга Четверикова считает, что проблема тут не в одном Варфоломее и даже не в челобитной Петра Порошенко Константинополю, все это старая игра, которую ведет Ватикан. И после скандального "братания" РПЦ с католиками Рим получил в распоряжение более тонкие механизмы экспансии, ведь теперь католики не считаются еретиками:
"Это старая политика, которая идет многие годы. Но вот только одно важно – что после диалога, после гаванской встречи [Папы Римского Франциска и патриарха Кирилла в феврале 2018 г.] Ватикан получил возможность уже манипулировать этим более эффективно, поскольку нам об этом неоднократно говорили, католическую церковь [в РПЦ] больше не определяют как еретическое сообщество. Поэтому Ватикан получил более эффективные механизмы действия и на Украине, и в Донбассе, который он рассматривает как часть Украины, и Крым, который Ватикан не признал частью России, он считает его "оккупированной территорией", об этом почему-то у нас не говорят".
В РПЦ также напоминают о том, что просить об автокефалии Константинопольский патриархат решились религиозные формации, которые не признают другие церкви. По сути, это раскольничьи структуры, которые даже Варфоломей не воспринимал всерьез, но уже в 2005 году Константинопольский патриархат выступал с заявлениями в СМИ, где объявлял свои права на Киев: "Церковь-Мать, Константинопольский патриархат, – говорилось в заявлении, – считает, что ее дочь – Московский патриархат – имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви было осуществлено патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой".
Первым, кто бросился поддержать эту идею, был небезызвестный митрополит Киевский Филарет (Денисенко), он заявил, что Константинопольская Православная Церковь считает Украину своей канонической территорией. Ясно, что такой ярый сторонник автокефалии видит во главе обновленной церкви именно себя. Но вот парадокс, именно он и стопорит процесс – считает Всеволод Чаплин:
"Думаю, еще один сдерживающий фактор сегодня – это личность Филарета (Денисенко). Он явно видит во главе будущей автокефалии только себя, он об этом в самой беспардонной форме сказал несколько раз. А Константинополь вряд ли когда-либо даст автокефалию структуре во главе с Филаретом. Складывается патовая ситуация – Филарету нужно серьезно сейчас подумать о своей безопасности. Ну, и очевидно, что многие будут пытаться уговорить его уйти, чтобы не тормозить процесс дарования автокефалии. Филарет – фигура слабоперевариваемая, это человек очень авторитарный, психологически крепкий, они просто так с ним не справятся, если он будет руководителем автокефалии".
И, тем не менее, не один Константинополь вправе решать вопрос об автокефалии. По канону это решение должны принять сестринские православные церкви единогласно. Но это сложный и деликатный вопрос. Варфоломей возглавляет обновленцев, которые сами себе пишут правила, и им пока никто не мешает, ведь РПЦ больше занята своими внутренними делами и, кажется, реагировать на "захват" Украины не собирается.
"У них может быть своя трактовка канонов, в нескольких утечках, в одном интервью фактически говорится о том, что Константинополь считает себя в праве принять это решение самостоятельно. Конечно, на это никто не согласится, но они возможность такую за собой чувствуют", – поясняет законность притязаний Константинополя на украинскую паству протоиерей Всеволод Чаплин.
Варфоломей – флагман экуменизма, добавляет ко всему Ольга Четверикова, главное здесь то, что среди православных поместных церквей, он первым установил теснейший контакт с католической "так называемой церковью". Ватикан всегда его использовал в качестве инструмента проникновения и установления контроля над другими православными церквями. Дело в том, что константинопольский патриарх отстаивает идею, что в православном мире так же, как в католическом, должен быть "Первый патриарх", аналог Папы Римского. Естественно, что эту роль он присмотрел себе и с помощью Ватикана рассчитывает утвердиться в своей власти над православным миром, Ватикану это тоже выгодно по своим причинам.
"Если он первый по власти, по главенству, то через него католическая церковь и будет устанавливать контроль над другими церквями. Так что Ватикан ведет свою игру. Я хочу подчеркнуть, что главное внимание нужно уделять Ватикану, а не Варфоломею, который является фактически инструментом в геополитической схватке, – говорит в беседе с Накануне.RU Ольга Четверикова. – Он тесно связан с американскими спецслужбами, у нас не говорят об этом, но это ключевой момент".