06 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Россия должна стать интеллектуальным офшором в ответ на санкции?

После того как стало известно, что США вводят новые антироссийские санкции, эксперты вновь заговорили о том, какие меры будут действительно зеркальными и смогут нанести чувствительный урон западным конкурентам. Один из вариантов контрсанкций – отмена авторских прав или неофициальное игнорирование патентов.

Еще в начале этого месяца правительство Дональда Трампа анонсировало появление нового пакета санкций против России, причина для введения жестких экономических ограничений – "дело Скрипалей", в котором якобы замешаны российские спецслужбы. Удар придется по экспорту электроники и ряда компонентов и технологий из нефтегазовой отрасли.

Первый блок санкций вступит в силу 22 августа, активация второго запланирована на осень, но пока Владимир Путин, как заверил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, никаких поручений по ответным мерам не давал. Не вполне ясно, какого рода санкции нас ждут, но среди "ужастиков": полная заморозка товарооборота между странами и запрет "Аэрофлоту" летать в США.

Эксперты Накануне.RU уверены, что мы тоже можем ударить по американским корпорациям и довольно ощутимо упростить жизнь для себя.

"Нужно не рассматривать возможность того, игнорировать или нет авторские права, нужно смотреть, какой из вариантов игнорирования является сегодня более приемлемым для российского государства", – говорит в беседе с Накануне.RU руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов.

Эксперт считает, что есть два варианта проведения этого демарша от авторского права: официальный и "мягкий" вариант, когда никаких громких слов не сказано, но защита американских прав на территории находящейся в опале страны проводится не слишком добросовестно:

"Больше никаких дел о мальчиках и девочках, которые обвиняются в том, что поставили кому-то пиратский Windows, вообще не должно быть такого понятия, как "пиратский Windows", никто не должен вникать в это, никакая американская информация не должна быть защищена де-факто. Это первый способ игнорирования, – говорит Колташов. – Вариант очень робкий и слабый, у него много недостатков, прежде всего, выраженных в коммерческой составной. Мы не перестаем в этом случае покупать предустановленный Windows на компьютерах, деньги государственных учреждений продолжают перечисляться Майкрософт, потому что они просто не могут использовать нелицензионную продукцию".

Действительно, Майкрософт как настоящий монополист лишает выбора покупателя – это продукция уже заведомо стоит на ноутбуках и, по мнению эксперта, это возмутительная привилегия. Привилегия, которая должна быть у национального производителя, а не у страны, которая ведет против нас экономическую войну.

"Куда смотрит антимонопольная служба? Она должна уже заметить колоссальные привилегии Майкрософт, это монополист на рынке, все пользуются одной операционной системой, причем эта операционная система является ни национальной, ни свободной, – говорит Василий Колташов. – Мы не можем купить компьютер без Майкрософт. В чьих интересах это сделано? В интересах американского монополиста. Почему мы это допускаем? Все государственные учреждения должны перейти на другое, неконтролируемое американскими корпорациями, компьютерное обеспечение".

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что это вполне рациональная мера, например, в Китае официально запрещено использовать продукцию компании Аpple для государственных учреждений, и это при том, что продукция эта производится в самом Китае.

"Да, эту продукцию запретили для государственных учреждений и чиновников, как потенциально шпионскую. Это, в общем, соответствует действительности, потому что 90% закрытых кодов позволяют Айфону накапливать и передавать информацию, даже если у него полностью разряжена батарея, и он якобы выключен. Так что это действительно шпионское устройство", – говорит Делягин.

Но игнорирование авторских прав касается не только программного обеспечения, хотя его в большей мере, чем всего остального, к делу нужно отнести и такие плоды интеллектуальной собственности, как кино и книги. Но решимся ли мы ударить по Голливуду?

"В случае с Голливудом здесь может действовать определенное ограничение, чтобы не пострадали российские фильмы. А ограничение такое, что в кинопрокате все законно, в интернете – свобода на 100%, никакой блокировки торрентов, никакого пресечения работы сайтов, где можно скачать обновленный Windows, никакой блокировки быть не должно – это противоречит национальным интересам. Одно дело, когда мы существовали в условиях Вашингтонского консенсуса, и Вашингтон соблюдал им самим установленные правила, другое дело теперь – правила больше не работают, и никто их больше не соблюдает и не охраняет", – говорит Колташов.

Мера обсуждается не впервые, еще этой весной по инициативе руководителей всех четырех фракций во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным был внесен законопроект о мерах воздействия или противодействия на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств. Этот законопроект уже предусматривал и такую меру, как исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров, определяемых Правительством России, правообладателями которых являются граждане США.

Авторы инициативы уверены, что доминирование Запада обеспечивается правом интеллектуальной собственности. Если в том или ином качестве этот контрвыпад будет сделан, он обеспечит не только дополнительные возможности для развития производства, но и станет беспрецедентным толчком к мощному творческому развитию для всего мира. Многим ученым и программистам мешают патентные права для совершенствования своих разработок, Россия может стать для них новой родиной, местом, где они могут реализовать свой творческий потенциал. Интересно, что с таким предложением ранее уже выступали такие деятели, как Павел Дуров.

"Да, в свое время Павел Дуров предлагал ввести эту меру в отношении Крыма. Раз Крым вывели из международного права, и мы должны получать от этого выгоду, а не терпеть убытки. Он предлагал сделать Крым территорией, на которой не действует интеллектуальное право стран, которые не признают его территориальную принадлежность", – говорит Михаил Делягин.

По его словам, нужно понимать, что сегодняшнее интеллектуальное право выродилось в инструмент злоупотребления монопольным положением, а когда его придумывали – это был способ защиты творцов.

"Сегодня это просто злоупотребление монопольным положением, один из руководителей Майкрософт в России обмолвился о себестоимости продукта Майкрософт, включая стоимость исследований, и стоимость продажи оказалась больше в десятки раз. Так что в отношении программного обеспечения это было бы правильно и вполне рационально", – говорит он.

Эксперт видит проблему лишь в том, что пойти на этот рациональный шаг наше Правительство, скорее всего, не решится: "В Правительстве слишком велика доля оффшорной аристократии, смысл существования которой – благополучие не России, а ее стратегических конкурентов. И, во-вторых, там слишком много либералов, которые считают, что российское государство должно служить не России и ее народу, а международным спекулянтам".

Что касается новых американских санкций, то, напомним, ОЗХО определила, что бывшего сотрудника ГРУ, давным-давно обвиненного в государственной измене и еще десять лет назад "обмененного" в результате договоренности западной спецслужбой, Скрипаля и его дочь отравили нервнопаралитическим веществом класса "Новичок". Единственный след, ведущий в Россию – это то, что "Новичок" разрабатывался в Советском Союзе, однако, с тех пор разработками владели и другие страны, специалисты не смогли доказать, что вещество имеет именно российское происхождение. Тем не менее, Великобритания и три десятка других стран выслали российских дипломатов.

Теперь Белый дом вводит санкции против России как раз из-за теоретического использования запрещенных видов вооружения. Акт "по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018" был внесен в Сенат 3 августа, документ рассматривает вопрос химического оружия и объявляет почти решенным вопрос о признании России – спонсором терроризма.

Поскольку мы уже объявлены официально "врагами Америки" из-за ограничительных мер "О противодействии врагам Америки посредством санкций", эксперты сомневаются, что стоит ждать потепления наших отношений, и пора хотя бы в области патентов снизить приоритет важности защиты интеллектуальной продукции США, которой у нас на рынке превалирующее большинство.

"Представьте себе – Вторая мировая война, нам в руки попадает какая-то новая немецкая разработка, военная техника, но Сталин говорит – мы не можем сделать копию, ведь у нас нет патента! Нам же нужно официальное разрешение, а вдруг они будут жаловаться в Стокгольмский арбитраж? Что же делать, нам же придется платить штраф? Ай-ай-ай, нельзя красть вражеские изобретения, мы должны уважать патенты врага. Это бред. В той обстановке, что сейчас есть – это такой же бред, и мы этот бред реализуем. Просто не все понимают, что мы находимся в ситуации подчинения бредовым правилам. Поэтому я сторонник того, чтобы открыто и прямо отказаться от признания американских патентов и признания американской интеллектуальной собственности", – говорит Василий Колташов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС