"Ситуация с "Пенсионерами" – отражение противостояния между губернатором и руководителем его администрации"
Ситуация с прекращением полномочий руководителя свердловского регионального отделения "Российской партии пенсионеров за социальную справедливость" (РППСС) Евгения Зяблицева центральными органами в Москве напоминает театр абсурда. При этом политологи говорят о двойственности позиции руководителей партии, а бывший руководитель РППСС Евгений Артюх видит в происходящем отражение внутриполитических процессов в губернаторской команде. Накануне.RU выслушало мнения всех участников скандала.
"Я, честно говоря, не припомню подобного прецедента, когда бы руководство политической партии в Москве сознательно "топило" собственное региональное отделение, – заявил нам лидер свердловского отделения партии Евгений Зяблицев. – Под совершенно надуманным предлогом из-за процедурных вопросов. Думаю, что все это сильно играет на руку нашим конкурентам, выключая нас практически из борьбы на финальном этапе кампании в гордуму".
Если вспомнить, что незадолго до "выстрела" московских партийцев в своих региональных коллег в Свердловской области список РППСС через суд пытались снять оппоненты из ЛДПР, то версия Зяблицева не выглядит чем-то фантастическим. Если областной суд не находит нарушений при формировании и утверждении списка кандидатов, то тем более странным и нелогичным выглядит решение президиума центрального совета РППСС по прекращению полномочий Зяблицева и признании нелегитимности списка.
"Все это проведено и подается под соусом, что голосовали не те, кто имеет право голоса, так называемые зарегистрированные члены партии. Ну, скажите, что за детские игры? Тем более что как раз партийное руководство в Москве настояло на совершенно беспрецедентном решении разделять членов партии на имеющих право голоса при голосовании и не имеющих такого права", – комментирует Зяблицев.
Собеседник добавил, что сейчас в региональном отделении партии ждут документ с решением президиума центрального совета РППСС, после чего будет принято решение – обращаться в суд с целью пересмотра, или… Вот насчет "или" как раз возникают вопросы, связанные, как говорит Зяблицев, с "чисто юридической казуистикой".
На сайте РППСС размещено скупое информационное сообщение о причинах такого странного решения в отношении свердловских партийцев. "На основании информации о результатах проверки соответствия данных учета в региональном отделении партии в Свердловской области фактическому состоянию было установлено, что из 860 состоящих на учете членов… в общем собрании регионального отделения 28.06.2018 г. приняло участие только 17 членов партии".
Зяблицев – мастодонт уральской политики, успешно участвует в выборах с 90-х
Отсюда следует, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23 устава РППСС президиум отменил решения общего собрания регионального отделения от 28 июня, что автоматически сделало свердловских "пенсионеров" не участниками избирательной кампании, а не пойми кем. В самом деле, сейчас непонятен ни статус Зяблицева и других лиц из руководства, ни даже просто то, что могут (или должны?) сделать партийцы для исправления положения.
Кстати, говорят, что опубликованная резолюция по ситуации в свердловском РППСС таинственным образом то появлялась на сайте партии, то исчезала в истекшие сутки, что само по себе свидетельствует, видимо, о шаткости оснований для вынесенного решения.
Политолог Анатолий Гагарин, впрочем, не склонен драматизировать ситуацию и ссылается на уже бывшие прецеденты, которые, по его мнению, могли подтолкнуть центральное руководство РППСС к принятию столь нестандартного решения.
"Мы отлично знаем, что с приходом в Центризбирком Эллы Памфиловой действует установка на максимальное следование законодательству о выборах. Не исключено, что в Москве товарищи из центральных органов таким образом просто решили перестраховаться и не доводить дело до снятия списка партии в Свердловской области по решению суда. В любом случае, если что-то было неправильно, с точки зрения областной избирательной комиссии или ЦИК, оформлено и проведено, то решение московских партийцев выглядит логичным", – комментирует Гагарин.
Впрочем, повторимся, в таком случае вовсе не понятно, почему столь острая реакция последовала не из, скажем, избирательной комиссии, а именно из центральных органов РППСС и сразу после скоротечного визита в Екатеринбург видного московского "пенсионера", заместителя председателя центрального совета партии Владимира Ворожцова.
Происходящее прокомментировал Накануне.RU экс-председатель РППСС – свердловский политик Евгений Артюх.
"Считаю, что стоящие сейчас в руководстве партии люди, такие как Бураков и Ворожцов (Владимир Бураков, председатель центрального совета, – прим.) делают все, чтобы уменьшить численность РППСС в регионах. И снизить тем самым активность партии. Это их идея и их решения разделить партийцев на имеющих право голоса и не имеющих такое право, эти изменения были проведены по их решению в регионах, с июня все документы лежат на регистрации в Минюсте. И что теперь делается с командой Зяблицева? Ему ставят в вину то, что было организовано и проведено по решению центрального совета РППСС!" – полагает Артюх.
По словам собеседника, он, несмотря на официальное удаление из партии и всех структур после событий 2016 г., продолжает поддерживать связь с партийцами, как в регионах, так и в Москве.
"Поверьте, позицию Буракова и Ворожцова не все однозначно разделяют и готовы ей следовать. А то, что случилось в Свердловской области – это отражение противостояния между губернатором Куйвашевым и главой его администрации Тунгусовым (Евгений Куйвашев и Владимир Тунгусов, – прим.). По моим сведениям, в какой-то момент "от губернатора" к московским функционерам РППСС обратились с просьбой "придержать" список в Свердловской области, что и было выполнено. Конечно же, к интересам как самой партии, так и рядовых членов и пенсионеров, все эти игры никакого отношения не имеют", – рассказывает Артюх.
Противостояние, о котором он говорит, действительно имеет место. Проблемы просочились в публичную плоскость в связи со "списками Тунгусова" на праймериз "Единой России" в гордуму, в котором фактически заранее были определены выдвиженцы от партии власти. Скандал отражал недовольство мерами Тунгусова со стороны партийцев и стоящих за ними бизнес-кругов, близких лично к главе региона. Это пошатнуло позиции "политического" вице-губернатора, в свое время работавшего вице-мэром уральской столицы и снискавшего славу "серого кардинала мэрии". Выдвижение на пост главы Екатеринбурга (будет утверждаться новым составом думы) сразу двух кандидатов от губернаторской резиденции – Алексея Кожемяко и Александра Высокинского – продемонстрировало дальнейшее снижение политического веса Тунгусова, ведь считалось, что он делает ставку на Кожемяко.
А недавний "разбор полетов" на закрытом совещании с участием Куйвашева, где было озвучено, что администрация города "чинит препятствия" кандидатам от "Единой России", кажется, добавила последние штрихи в эту предвыборную картину. Фраза губернатора (произнесенная, со слов депутата Анатолия Шарапова): "С нами или против нас мэрия Екатеринбурга?" – красноречиво характеризует сложившуюся ситуацию. Выборный процесс по-прежнему ведет к будущему расколу думы, и за результат ответственным будет именно Тунгусов. Так что эмоции главы региона понять просто. Чего пока не скажешь о "многоходовке" с проблемами "Пенсионеров". Снятие кандидатов от партии, с одной стороны, несколько облегчает жизнь "Единой России", но в то же время играет на руку коммунистам, которые проявляют большую протестную активность из-за повышения пенсионного возраста.
Евгений Артюх также напоминает, что сегодняшняя ситуация со списком "РППСС" на выборах практически зеркально повторяет обстановку на выборах в Госдуму осенью 2016 г. Тогда в результате решения ЦИК и после целой череды судов из списка "Партии пенсионеров за справедливость" на выборах в Госдуму были исключены десятки фамилий, в том числе экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич, также руководители ряда других регионов, например, из Псковской области, ЯНАО, бывшие мэры крупных городов. Тот список образца 2016 г. представлял собой перечень лиц, которых федеральный центр по каким-либо причинам не желал более видеть в официальной политике: манёвр удался, кто-то из фигурантов с политическими притязаниями вообще "завязал", а кому-то потребовалась срочная эмиграция в Лондон во избежание близкого знакомства с пенитенциарной системой России.
Политологи и эксперты тогда однозначно расценили решение ЦИК как не слишком конституционное, но позволившее Администрации президента не допустить до участия в выборной кампании наиболее "токсичных" кандидатов.
Кстати, в 2017 г. "Партии пенсионеров" после всех скандальных пертурбаций потребовался основательный рейсталинг, в результате чего сменилось руководство, бренд партии и даже логотип. Возможно, нечто подобное наблюдается и теперь, и в целом реакция Москвы на "список Зяблицева" повторяет реакцию на "список Артюха"?