Мусорная экономика: почему олигархи прибирают к рукам помойки
За всё заплатит населениеВ майском указе 2018 г. президент России Владимир Путин поставил перед правительством непростую задачу – до 2024 г. покончить с несанкционированными свалками. На "мусорном рынке" появляются крупные игроки, которые реализуют масштабные проекты: строят заводы по переработке или сортировке мусора. Однако далеко не факт, что даже возведенное в регионе мощнейшее предприятие позволит уменьшить число помоек и не нанести болезненного удара по кошелькам граждан. Об этом – в материале Накануне.RU.
В Тюмени структура "Корпорации СТС" энергетиков Артема Бикова и Алексея Боброва (в результате реорганизации РАО "ЕЭС" эти некогда близкие к Анатолию Чубайсу бизнесмены получили крупнейшие активы в "тюменской матрешке" и Кургане) – "Тюменское экологическое объединение" открыло мусоросортировочный завод, площадью порядка 4 га. Объем инвестиций в строительство предприятия составил 1,7 млрд руб.
На заводе ТКО сортируют, после чего вторсырье можно будет использовать в других технологических процессах. Завод позволит отсортировать более 41% общего объема твердых коммунальных отходов, образующихся в Тюменской области. По словам врио губернатора Тюменской области Александра Моора, в региональной схеме обращения с отходами предусмотрено также строительство еще двух подобных предприятий – в Тобольске и Ишиме.
Реализация проекта позволит снизить поток отходов, которые сегодня везутся на полигоны, но в то же время возрастет стоимость оплаты коммунальных услуг. Однако депутаты Тюменской областной думы считают повышение платы более чем оправданным.
Депутат Владимир Пискайкин в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что, если не открывать подобные предприятия, то люди попросту будут "меньше жить". Его коллега Михаил Селюков выразил надежду, что новое предприятие позволит упорядочить работу с отходами и улучшить экологическую ситуацию в целом.
"Госполитика в целом направлена на упорядочивание работы с отходами. И, конечно, это означает строительство новых заводов, появление новых технологий. Но, к сожалению, для жителей это повлечет удорожание строчки в оплате коммунальных услуг. Потому с одной стороны, мы ратуем за экологию, за современные технологии. Но здесь есть негативный фактор – увеличение платы за утилизацию ТБО", – выразил мнение парламентарий.
Между тем, одной Тюменской областью "Корпорация СТС" ограничиваться не планирует. Присутствовавший на торжественном открытии завода в Тюмени бизнесмен Алексей Бобров в беседе с журналистами поделился "грандиозными планами" на Ямал. И хоть детали проекта предприниматель не озвучил, он заявил, что намерен "идеально прибрать Ямал".
Отметим, что в ЯНАО в настоящий момент работают девять полигонов отходов, четыре мусоросортировочных комплекса, 10 объектов обезвреживания, один перерабатывающий завод. Причем местная схема обращения с отходами значительно отличается от других субъектов России, поскольку из 88 населенных пунктов Ямала 67, включая Салехард, не имеют круглогодичного транспортного сообщения с другими населенными пунктами, что делает использование стандартных аккумуляций крупных объемов мусора невозможным.
"У нас ситуация осложнена логистикой, – сообщил депутат заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа, член комитета по промышленности, природопользованию и экологии Иван Вершинин. – Если Тюмень имеет нормальную транспортную логистику и ТБО можно отвозить к этому мусоросортировочному центру, там перерабатывать, сортировать – это гораздо проще сделать, чем у нас. У нас есть отдаленные поселки, к которым можно добраться только по зимнику или по воздуху, соответственно, с этих территорий вывоз ТБО будет "золотым". Однако я как депутат считаю, что сотрудничество с Тюменью, крупным мусороперерабатывающим комплексом пойдет нам на пользу".
Парламентарий считает, что, помимо создания производственной базы, необходимо вести информационную политику и "приучать людей к первичной бытовой сортировке мусора", поскольку это базовая основа для переработки.
"Посыл есть. Раздельные баки ставят. Но это пока начальные стадии. Если мы сможем вместе с Тюменью этим заняться, то это пойдет на пользу и Тюмени, и нам", – отметил Иван Вершинин.
Помимо Ямала, уральские бизнесмены-энергетики Алексей Бобров и Артем Биков наращивают свое влияние в Курганской области. За мусор с мая этого года официально отвечает компания "Рифей", подконтрольная Боброву и Бикову. Кроме того, бизнесмены намерены возвести предприятие по переработке и утилизации мусора на территории Шуховского полигона, расположенного в 11 км от Кургана. Однако здесь бизнесмены столкнулись с сопротивлением города: далеко не все зауральцы согласны получить под боком свалку.
"Почему Курган должен стать региональной помойкой? – прокомментировал ситуацию депутат Курганской городской думы Яков Сидоров. – Те, кто планируют здесь построить предприятие, хотят минимизировать свои расходы и максимально приблизиться к существующей инфраструктуре. Но, видимо, таким образом они свои деньги сэкономят, а не наши, поскольку возить мусор они будут за счет денег, собираемых с людей. Вы понимаете, что значит вывезти мусор с Петухово, до которого 200 км? Из Далматово, до которого 150 км? Они собираются к нам сюда везти мусор на своих машинах, а за бензин, зарплату шоферов, плюс поборы на "Платон" будет платить население. Ведь они же будут вкладывать это в свои расходы. Мне кажется, что организовать у себя под боком региональную помойку и еще платить за это деньги – верх идиотизма".
Он отметил, что, помимо критики, существуют и предложения – построить мусоросортировочные предприятия, с соответствующим захоронением в пяти районах. Во-первых, это позволит уменьшить расстояние перевозки, во-вторых, исчезнет необходимость везти мусор на большегрузах до завода, а следовательно, платить за "Платон". Таким образом, уменьшится тариф для населения.
"Мне сказали, что в таком случае придется строить пять заводов, а не один. Но ведь здесь завод будет построен на 270 тыс. т, а на пяти полигонах заводы будут всего на 50 тыс. т. Соответственно, себестоимость их будет в разы меньше. Более того, там будут использованы полигоны, которые уже существуют на сегодняшний день. Когда собиралась рабочая группа, выяснилось, что на строительство пяти заводов денег уйдет еще меньше, чем сейчас. Но никто не хочет этого услышать. Все говорят: "да, меньше, но надо здесь". А что значит "надо?" Значит, какая-то другая мотивация. Не экономия для людей, не экологическая и не финансовая, а основанная на каких-то личных амбициях или личных интересах", – считает депутат.
Он также сообщил, что в конкурсе по определению регионального оператора, в качестве первоначального взноса для участия была "какая-то дикая сумма", которой нет ни у одного местного предприятия и которой располагают только олигархи. Потому самого конкурса, по сути, не было – был только один участник.
Между тем, ситуация, когда региональные операторы, вместо того чтобы быть полноценными инфраструктурными инвесторами, закладывают в тарифы мероприятия, на которые они должны тратить свои деньги, по оценке "Общероссийского народного фронта", характерна для многих субъектов России. К такому выводу эксперты ОНФ пришли после того, как проанализировали все принятые и согласованные федеральными органами власти территориальные схемы обращения с отходами.
Территориальные схемы важны – поскольку это фундамент реформы. После того, как в регионе появилась территориальная схема, необходимо подготовить региональную программу, в которой будут обозначены основные целевые показатели, основные мероприятия, а после этого уже необходимо выбирать регионального оператора. Между тем, во многих субъектах этот процесс перевернут с головы на ноги. Так, в Ивановской области был вначале выбран региональный оператор, который сам себе нарисовал схему, региональную программу, в которую не попали существующие переработчики и в результате был завышен тариф.
"В территориальные схемы не попало порядка 300 компаний, которые уже сегодня перерабатывают отходы, у которых уже есть соответствующие мощности, подготовленный штат. Когда они не попадают в территориальную схему, а на рынок заходит новый игрок – финансовые издержки возрастают через различного рода концессии и просто закладываются в тариф. Это неправильно. Когда какая-то компания заходит с бизнес-проектом, они должны входить прежде всего со своими инвестициями и окупать их за счет бизнес-процесса, а не за счет людей", – считает координатор центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, координатор проекта ОНФ "Генеральная уборка" Дмитрий Миронов.
Он отмечает, что во многих регионах происходит не реформа отрасли, а ее передел. Эксперт подчеркнул, что региональный оператор должен учитывать существующие мощности, не заниматься "гигантоманией" и не придумывать какие-то огромные проекты ни к чему. По словам Дмитрия Миронова, направлять мусор на переработку региональному оператору невыгодно, поскольку он хочет получать максимальный тариф на захоронение.
Реально же снизить объемы ТБО, по мнению эксперта, позволит развитие инфраструктуры раздельного сбора. Для этого ОНФ разработал изменения законодательного регулирования. В частности, необходимо урегулировать требования к производителям, поскольку 70% отходов – упаковка. Предлагается ввести понятие "коэффициент экологического сбора". Для тех предприятий, которые производят упаковку из перерабатываемых или биоразлагаемых материалов, сумма экологического сбора будет меньше, чем для тех, кто не использует такие материалы. Для них сбор следует сделать максимальным. Также эксперты ОНФ предлагают отменить НДФЛ на вторичные материальные ресурсы: из бумаги и пластика. "Общероссийский народный фронт" уже направил наработки в Министерство природных ресурсов и экологии. Осенью этого года "фронтовики" намерены представить свою модель в Госдуме.