Валерий Коровин: Торговая война США и Китая – начало демонтажа глобалистской модели
В ответ на американские пошлины вступили в действие китайские 25%-ые пошлины на импорт американских товаров, на общую сумму в $16 млрд, что стало зеркальным ответом на решение США о втором пакете мер против Китая. Таким образом, торговая война США и КНР вошла в активную фазу.
Но началось всё с того, что США ввели 25%-ую пошлину на импорт 818 товаров из Китая общим объемом поставок $34 млрд в год. Именно с этого момента начался окончательный демонтаж глобалистской модели, выстраиваемой почти четверть века, с самого момента крушения Советского блока. И начал этот процесс не кто иной, как американский президент Дональд Трамп – подлинный патриот Америки и истовый противник глобализации, которая выстраивалась все эти годы за счёт интересов простых американских граждан.
В то же самое время, экономические отношения России и Китая находятся в высокой стадии развития. Экономика, безусловно, является крайне важным аспектом нашего взаимодействия. Мы живём в экономикоцентричном мире, поэтому всё, что вращается вокруг экономики и проистекает из неё, вызывает повышенное внимание и интерес. И всё же, более важным, стратегическим аспектом наших нынешних отношений с Китаем является то, что Китай является безусловным союзником России по выстраиванию многополярной модели мироустройства, которая является альтернативой завершающейся на наших глазах "однополярного момента", как определял его Карл Краутхаммер.
Без Китая нам сложно будет сдвинуть с мёртвой точки или как-то ускорить процесс складывания многополярности, а это не что иное, как новая конфигурация мироустройства, которое означает более справедливый мир, в котором не одна, а несколько цивилизаций на основе консенсуса будут определять будущее развитие человечества.
Китай сегодня – это крупнейшая экономика, и если брать реальный сектор, то это экономика номер один в мире, потому что американская экономика в значительной степени виртуальна. Китай – это то государство, и тот центр Азиатско-Тихоокеанской цивилизации, который на сегодня, не считая России, более других тяготится складывающейся в течение четверти века однополярностью под предводительством США. А значит, именно Китай с его мощной реальной экономикой более других заинтересован в выстраивании справедливой диверсифицированной модели, если говорить об экономике, мироустройства.
Именно по той причине, что Китай сегодня является экономическим лидером, его совершенно не устраивает то, что при этом номинальным лидером, поглощающим львиную долю мирового ВВП, называет себя цивилизационный Запад, который считает себя при этом источником абсолютной истины, экономических правил и модели глобального поведения в сфере экономики. Однако это совершенно не соответствует тому реальному статусу, который занимает Запад в экономической структуре мира, в структуре реальной, а не виртуальной экономики.
Вводя ответные санкции против США, Китай, безусловно, окончательно развернулся в сторону многополярного мира, а значит, стратегического сближения с Россией после того, как обнаружил хаотичность, непредсказуемость, стихийность на фоне безудержного волюнтаризма нынешней американской политики.
При этом цивилизационно Китай – это вещь в себе, самостоятельная, самодостаточная цивилизация, и он, скорее, склонен к изоляции и замыканию на себе, на своей культуре, на своей истории, которая насчитывает многие тысячи лет, чем к цивилизационной экспансии, свойственной Западу.
С точки зрения геополитики, Китай – пространство, лежащее в зоне "римланд", то есть, он геополитически лишён функции, предназначенной для глобального доминирования. Если на что и претендует Китай, то это на лидерство в сфере реальной экономики. Но это прикладной аспект. Для выстраивания многополярной картины мира нам надо правильно расставить приоритеты внешнеполитических контактов, определив, кто является стратегическим союзником по многополярности, а кто – оппонентом, сторонником глобалистского проекта.
Несмотря на вводимые против России санкции, а также на торговые войны США и Китая, не стоит всё же забывать, что экономика – это всё-таки третьестепенная сфера развития человечества. В первую очередь нас должны интересовать геополитические союзы и вытекающие из них глобальная безопасность и геополитическая устойчивость. Это то, что является определяющим приоритетом стабильного мира и развития. А экономика – это прикладная вещь, несмотря на то, что Запад пытался навязать её как доминирующую, превалирующую сферу, как в целом источник смыслов, ценностей и целей.
Нынешняя искажённая экономикоцентричная картина мира Запада уходит в прошлое в месте с западным единоличным доминированием. На смену же ей идёт справедливый, плюральный, многополярный мир цивилизаций, где Китай, Россия и освободившаяся от глобалистов Америка, станут, пусть очень разными, но культурно-цивилзационно самостоятельными, значимыми, самодостаточными полюсами.
Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин