Дело об "отрицании холокоста" в России: присяжные не нашли вины подсудимого
Присяжные не нашли преступления в сомнениях пермского активиста Романа Юшкова в том, что во время Второй мировой войн погибли 6 млн евреев. Вскоре должен прозвучать приговор суда. Эксперты уверены, что подобные научные поиски нельзя преследовать уголовно, ведь точную цифру погибших в эти страшные годы мирных граждан знать практически невозможно.
"Оправдали меня потому, что я прав. У присяжных сработали чувство здравого смысла и совесть. Интрига – в том, что меня признали виновным по второй статье. Хотел бы узнать, как именно проходило обсуждение", – рассказал Накануне.RU Юшков.
Таким образом, активист оправдан по обвинению в реабилитации нацизма, но его признали виновным в унижении человеческого достоинства по национальному признаку в статье "Хватит кормить чужаков", в которой речь шла об отношениях между республиками в СССР.
При этом Юшков заявляет, что во время суда по статье о "холокосте" ему не давали доказывать свою позицию.
"Мне не давали говорить, затыкали рот и выкидывали из зала заседаний. Я смог им объяснить, что "русский холокост" был на порядок страшнее, но некоторым деятелям его отрицать можно. А еврейский, получается, нельзя? У советских и постсоветских людей нюрнбергский приговор – что-то святое, стоящее рядом с Победой в Великой Отечественной войне. А в тексте нет ни одной цифры, отражающей русские смерти. При этом десятки данных о еврейских, английских, американских, польских смертях. О 50 расстрелянных британских офицерах в приговоре есть сведения, а о 700 сожженных белорусских деревнях, про 30 млн погибших советских людях – ни слова", – размышляет Юшков.
Активист уверен: "канонизация" приговора в нашей стране в виде статьи 354.1 УК РФ "Реабилитация нацизма" – "издевательство над людьми".
По его мнению, в мировом сообществе якобы закреплена "сакральность жертв евреев и союзников". И тем не менее, нюрнбергский приговор попирается на каждом шагу, когда некоторые деятели возлагают ответственность за начало Второй мировой войны на Советский Союз, говорят, что СССР ответственен не меньше Германии. И таких деятелей в России никто не привлекает по статье "Реабилитация нацизма".
По его словам, судья на процессе также заявлял, что не нужно принимать во внимание слова подсудимого о том, что цифра в 6 млн погибших евреев – показания свидетеля, а не установленная нюрнбергским приговором истина. По мнению судьи, эта цифра – установленный факт.
В итоге голоса распределились так: пять присяжных высказались за невиновность Юшкова в реабилитации нацизма, три в сомнениях в цифре погибших евреев усмотрели преступление. Также – 5:3 – распределились голоса в вопросе о том, виновен ли активист в возбуждении ненависти или вражды своей публикацией "Хватит кормить чужаков".
Военный историк Игорь Пыхалов уверен, что реабилитация нацизма недопустима, однако в случае Романа Юшкова прослеживается злоупотребление правом.
"Мы берем дурной пример с Запада. Некоторые исторические факты становятся "священными коровами", которых нельзя трогать. На Западе фигурирует цифра в 6 млн погибших евреев, но, как и любые другие подобные цифры, она может уточняться и корректироваться в ту или иную сторону. Если кто-то из исследователей скажет, что погибло не 6, а 4 млн человек, то это будет не реабилитацией нацизма или сомнением в геноциде евреев, а нормальной научной практикой. Привлекать в данном случае уголовный кодекс – глупое средневековое мракобесие, когда людей судили за их научные взгляды", – высказал свое мнение Накануне.RU Пыхалов.
Если брать цифру советских потерь во Второй мировой войне, то тут тоже есть разные оценки, и за озвучивание разных цифр никого не судят.
"В свое время называлась цифра в 20 млн человек, при Горбачеве стало 27 млн, некоторые называют большую цифру, а кто-то сомневается в "брежневских" 20 млн, говоря о 16. Тут никто не говорит о преступлениях. Почему же тогда цифра еврейских жертв становится сакральной, и ее нельзя обсуждать? У нас, согласно конституции, недопустима дискриминация по религиозному или национальному признаку, все нации равны. Получается, одна "равнее"? Если бы мне как человеку, родившемуся в СССР, сказали, что наших людей погибло меньше, чем насчитали, я бы только порадовался", – сказал Пыхалов.
Историк уверен, что такая интерпретация ситуации с жертвами холокоста выгодна определенным кругам.
"На Западе подобных дел было много, осуждали. Это одна из сторон западной жизни, которую нам перенимать не следует. Потери мирного населения во Второй мировой войне – цифра, которую назвать очень сложно. Жертв было очень много. Недопустимо делать эти данные священной коровой", – полагает эксперт.
В России "наблюдается странный перекос": людей привлекают к ответственности и за то, что они разместили в соцсетях свастику – даже в тех случаях, когда речь идет о хронике, например, о кадрах, на которых советские солдаты сваливают на Красной площади нацистские знамена.
"Пока у нас в стране процесс идет в сторону глупости: подобные решения суды выносят все чаще", – считает Пыхалов.