Всеволод Чаплин: Предоставление автокефалии Киеву грозит внутрицерковным расколом и в России
Константинополь готовит почву – назначены экзархи Фанара на УкраинуКонстантинополь назначил своих экзархов в Киев, чем нарушил священные каноны, о чем было заявлено на сайте РПЦЗ.
"Мы, члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, несущие свое служение в странах Северной Америки, Европы, Австралии, Новой Зеландии и прочих странах Запада, окормляя многочисленных эмигрантов из стран Исторической Руси и их потомков, выражаем свое глубокое возмущение вопиющим нарушением священных канонов Константинопольской Православной Церковью", – заявляют владыки.
Решение последней о направлении своих "экзархов" на каноническую территорию УПЦ без согласования вопроса со святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием является "грубым и беспрецедентным вторжением" одной Церкви на чужую каноническую территорию, имеющую свою собственную Поместную Церковь, сказано в заявлении.
В документе говорится, что это действие Фанара угрожает единству Святого Православия.
Экс-председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин заявляет в интервью Накануне.RU, что действительно действия Фанара противоречат канонам, и РПЦ пора перейти от слов к делу. По его словам, действия Фанара имеют своей целью не только дарование автокефалии Киеву, но и дальнейший разлад между православными государствами, более того – даже внутри России может произойти церковный раскол.
– Отец Всеволод, скажите, назначение экзархов Фанара на Украину – можно сказать, что это удар по Русскому миру?
– Прежде всего, это удар по добрым отношениям между православными церквами, это удар по взаимоотношениям православных народов. Но в этом акте агрессии нет ничего нового. Только наивные люди или люди с какой-то скрытой повесткой дня могли уверять нас, что Фанар нам друг. С 20-х годов прошлого столетия Константинопольский патриархат пытается всячески ослабить русскую церковь, оторвать от нее куски, в 20-е годы даже была попытка поддержать смещение обновленцами патриарха Тихона, нашего великого святого, и поставить Москву под свой контроль, договорившись с большевиками. В общем, организация в высшей степени гнилая, известная своим лицемерием, обвиняемая многими в ереси, так что ничего удивительного в ее шагах нет.
– Как отреагирует на это Русская Православная Церковь?
– Об ответных шагах нужно не просто говорить, надо их предпринимать. Надо на каждый недружественный шаг отвечать так, как отвечали в древности святые на Вселенских соборах. Наше оружие – обличение неправды и отказ от общения.
Назначили экзархов – нужно остановить общение на уровне иерархов, не просто человеческое общение имеется в виду, а общение литургическое, то есть совместное служение, которое является у нас знаком взаимного признания. Проведут Собор, где легитимизируют раскольников – отказаться от молитвенного общения на каком бы то ни было уровне и обличить все ереси Фанара. Дадут неканоническую автокефалию – предать Фанар анафеме и созвать межцерковный суд над патриархом Варфоломеем и переучредить Константинопольский патриархат с совершенно новыми людьми.
– Будет ли официальное заявление от патриарха Кирилла по этому поводу?
– Мне это неведомо, но весь мой опыт общения с Фанаром, так же как и опыт патриарха, я думаю, показывает – нас всегда обманывают. Нас будут пытаться обмануть, возможно, будет использоваться известная тактика – провел наступление – выжидаешь какое-то время первую реакцию, а потом наступаешь опять. Фанар так и действует. Тактика примитивная, но самое главное, что она работает. Поэтому на каждый вероломный шаг нужно отвечать предельно жестко через необратимые действия, а не через поток слов.
– Цель действий понятна? Вопрос об автокефалии Украины еще открыт?
– Фанар, конечно, действует не без поддержки американских элит – только что в Киеве побывал американский посол Сэм Браун, который, если верить правительственным источникам Украины, поддержал проект автокефалии. Но, помимо исполнения американской воли, Фанар еще сам хочет как можно дольше порулить украинским церковным процессом, чтобы "у этой владычицы морской" все были на посылках.
Поэтому в его обычной логике – не предоставление автокефалии всем желающим, а максимальное продление собственной роли. Но, если из Вашингтона прикажут, автокефалия будет представлена быстро. Если нет – будут тянуть до последнего, раздавая всем разные обещания и делая туманные намеки.
– Сегодня Киев, а кто дальше будет требовать автофекалии? Молдаване, белорусы?
– Македония на очереди, об этом уже было объявлено, ее Фанар пытается оторвать от сербской церкви, самое удивительное, что при этом Фанар бешено сопротивляется автокефализации собственных частей, в частности Финляндской Православной Церкви и особенно Греческой Архиепархии в Америке. Попытки сделать ее автокефальной, отделиться от Фанара, вызывают весьма жесткую реакцию. Пока молдаване и белорусы автокефалию не просят, и даже не возникает такой дискуссии, но, конечно, американские политманипуляторы будут работать и над этим в том числе.
– Вы писали, что на очереди еще и "либеральные круги" России?
– Здесь все еще более интересно – у так называемого Киевского патриархата, возглавляемого Филаретом-Денисенко, в России есть собственные структуры – две так называемые епархии и экзархат, объединяющий их. По крайней мере, еще недавно одна из этих епархий была зарегистрирована нашим Минюстом. Если филаретовская иерархия будет признана Константинополем, автоматически появляется параллельная церковь и в России. К ней, конечно, могут подтянуться либеральные диссиденты от православия, которые никогда не отличались моральной разборчивостью, и они могут спеться с так называемым митрополитом Адрианом Стариной, который раньше обвинялся в педофилии, а теперь возглавляет здесь, в Ногинске, так называемую епархию Киевского патриархата.
Мне кажется, что наши спецслужбы еще не поняли, что за сценарий разыгрывается в России с появлением новой церковной структуры с претензией на каноничность, легитимизированную Фанаром, а признание иерархии КП будет означать автоматическое появление такой структуры.
– Как предотвратить перечисленное, какие шаги предпринять на официальном уровне?
– Прежде всего, церковные власти должны ясно сказать верующим Украины, что уход в эту автокефалию будет не просто переходом в очередную юрисдикцию, а утратой православной веры и принятием ереси. А государственному руководству нужно прислушиваться ко всем, кто разбирается в этой ситуации, а не тем, кто только успокаивает разговорами о том, что "все под контролем". Кончилось все это, как мы видим, полным швахом.
– На политическом уровне как отвечать на удары – можно ли провести переговоры с Турцией о создании нового Константинопольского патриархата из лиц тюркского и славянского происхождения в обход фанарских греков?
– С Турцией, конечно, стоит поработать и нужно вообще больше работать с разными людьми в православном мире, особенно с теми, кто критически воспринимает Фанар, делать все, чтобы мнения этих людей не замалчивались, чтобы они воспринимались и в российском общественном поле, в мире – как настоящий голос православного мира.
Потому что это так и есть, в тех же монастырях Афона, во многих епархиях Греции, в мыслящей части православной Румынии сердца и умы людей не на стороне фанарской бюрократии, а на стороне святости и чистоты веры, сильного православного гражданского действия в противовес тупому действию в фарватере западных элит, что свойственно Фанару последние несколько десятилетий.