Андрей Паршев: План Костина по отказу от доллара – реалистично, разумно и очень несвоевременно
Глава ВТБ Андрей Костин предложил план по отказу от американского доллара, который включает в себя четыре пункта:
- Ускоренный переход в расчетах с иностранными государствами на другие валюты;
- Перевод юридических адресов крупнейших российских холдингов в нашу юрисдикцию;
- Перевод на российскую площадку размещения еврооблигаций;
- Лицензирование всех участников фондового рынка таким образом, чтобы они работали по единым правилам.
Этот план, во-первых, реалистичен, во-вторых, разумен. Но главный недостаток этого плана в том, что уж очень он несвоевременный. Все это надо было делать достаточно давно.
Стоит отметить, что соглашение о торговле с Китаем, исключающее использование американского доллара, заключили много стран мира, включая и некоторые англосаксонские страны. Это в общем-то нормальная мировая практика, и ничего тут чрезвычайного или выходящего за рамки нет.
У нас вообще весьма своеобразная ситуация: мы очень мало торгуем с Америкой, мало туда поставляем и мало покупаем. Мы в основном торгуем с Европой и Азией, но при этом каким-то образом в этом участвует американская валюта. В любой торговле нежелательны лишние посредники, обычно они исключаются. Правда, есть и некоторая помощь – вырученные от продажи сырьевых продуктов в Европу деньги в значительной степени тратятся в Китае, потому что мы оттуда получаем очень много товаров народного потребления. Поэтому полностью перейти на юань пока нельзя, какие-то валюты, евро, допустим, нам придется использовать даже для торговли с КНР.
С юрисдикцией понятно: в условиях, когда мы находимся под санкциями, наша экономика оказывается привязана к европейским площадкам, и это означает ставить себя под удар. Мы же не видим, чтобы английские компании имели свои штаб-квартиры в Москве. Ситуация, мягко говоря, неравновесная и в некотором смысле мы частично жертвуем своим суверенитетом в пользу ряда иностранных держав.
А вот с размещением евробондов, скорее, надо полагаться на авторитет Костина и других банкиров. Известно, что размещение такого рода ценных бумаг обычно производят авторитетные организации. В том, насколько удастся перевести их на наши площадки и будет ли это размещение успешным, надо полагаться на авторов этих планов. Вообще говоря, ничего такого сверхестественного в этих предложениях нет, ведь азиатские площадки как-то выросли в дополнение к европейским и американским за последние годы и десятки лет.
Что может помешать этому "плану Костина"? Пожалуй, только внезапное потепление наших отношений с Западом и прекращение санкционной политики. Но все же понимают, что это крайне маловероятное развитие событий, и наше руководство в этом отношении свободно от упреков в том, что как-то пытается отгородиться от мировой, западной финансово-экономической системы. Была бы воля нашего руководства, понятно, что все шло бы тем путем, которым шло последние десятки лет. Но в условиях, когда у нас силы отличаются от мировой экономики, это уже вопрос необходимости.
Наверное, нет сомнений в том, что мы и дальше будем так отгораживаться, волей-неволей прибегать к мерам протекционизма, как в производящей экономике, так и в других областях, но при этом, конечно, надо понимать, что мы должны развивать отношения с относительно нейтральными экономическими субъектами – Китаем и остальными странами БРИКС.
Не окукливаемся ли мы в рамках нашей отдельно взятой страны? Я думаю, что все эти шаги ведут к построению более разумного и справедливого экономического мира, который сейчас страдает от монополизма и гегемонии американского доллара. Но, может быть, в будущем он будет более диверсифицирован и будет ближе к некоему идеалу либеральных экономистов, чем сейчас.
Исследователь экономической политики, писатель Андрей Паршев специально для Накануне.RU