Гибель Ил-20: наши лётчики в Сирии оказываются в роли камикадзе
Израиль прикрылся российской машиной от сирийской ПВОСамолёт-разведчик Ил-20 с 14 российскими военнослужащими на борту, вылетевший с базы Хмеймим, вечером 17 сентября пропал с экранов радаров. Сегодня Минобороны РФ сообщило о том, что он был сбит ракетой сирийского ЗРК С-200, выпущенной по израильским истребителям. По заявлению российского оборонного ведомства, Израиль может получить адекватный ответ.
Надо сказать, что нечто подобное вызревало давно и неизбежно должно было случиться, так как Москва принципиально не возражает против израильских ударов по территории Сирии и не препятствует ответной работе сирийской ПВО. При этом российские военнослужащие, не вмешиваясь, находятся в непосредственной близости от происходящего.
Полковник ВВС в отставке, экс-депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU отмечает традиционно странную реакцию Кремля на израильские удары по Сирии:
"С одной стороны, мы воюем, защищая интересы Сирии и её нынешнего руководства во главе с Асадом. Там находятся наши военнослужащие, которые подвергаются опасности и могут погибнуть. И при этом закрываем глаза и наблюдаем, как нашего союзника, периодически, извините за непарламентское выражение, "мочат в сортире". Да, есть объяснение, что мы не подписывались защищать саму Сирию, а просто боремся с международным терроризмом. Но, позвольте, как можно отличить, куда летит ракета, запущенная с израильского самолёта, причём рядом с аэродромом Хмеймим, пойдёт она сейчас на Хмеймим или полетит по сирийским целям? Среди этих объектов, по которым приходятся удары, присутствуют наши военные советники, граждане России, и они подвергаются риску".
Военный эксперт Владимир Евсеев напомнил, что тема безопасности Израиля постоянно поднималась и во время встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки. Россия пошла на выполнение неких договорённостей по поводу проиранских вооружённых формирований на Голанских высотах. Но Израилю этого недостаточно.
Сама же версия о поражении российского самолёта сирийской ракетой выглядит правдоподобно.
"Система ПВО, которая есть у Сирии, не производит опрос "Свой – чужой". Наведение обычно идёт по тепловому факелу, и ей всё равно, чей факел. Но в любом случае, это повод для того, чтобы жёстко поставить перед Израилем вопрос о прекращении такого рода налётов. Второе, что меня тоже возмущает – это то, что, не знаю, насколько это подтверждено, но удар французского фрегата – тоже нарушение международного права, если это имело место", – рассказал Владимир Евсеев Накануне.RU.
Виктор Алкснис обращает внимание и на то, что при наличии двух целей, одна из которых имеет меньшую эффективную отражающую поверхность, чем другая, ракета может перенацелиться на более крупную. Нельзя не вспомнить и то, что распространённым явлением были потери сирийской авиации от "дружественного огня" в ходе арабо-израильского конфликта 1973 г.
В сложившейся ситуации России в первую очередь стоит провести серьёзную работу с Израилем. Как считает Владимир Евсеев, вопрос должен стоять так – либо они прекращают подобного рода деятельность, либо Россия поставляет современные системы ПВО, такие как С-400, которые будут сбивать израильские самолёты на подлёте.
"Я думаю, что Израиль должен как минимум принести свои извинения. Потому что произошедшее выходит за все разумные рамки – если так будет продолжаться, Россия тоже может прикрыться израильскими самолётами. И я не уверен, что это не приведёт к жертвам с израильской стороны. Израиль пользуется безнаказанностью, потому что Россия сдерживается от поставок современных систем ПВО, но если Израиль не поймёт, то Россия будет вынуждена пойти на поставки таких систем. Самолёты Израиля могут быть сбиты не только над Средиземным морем, а и над территорией Ливана, границу которого они всегда нарушают, они могут быть сбиты в других районах", – отметил эксперт.
При этом, по его мнению, маловероятно, что повторится сценарий конфронтации с Турцией 2015-2016 гг. Израиль не заинтересован в обострении ситуации, так как в результате для него может быть закрыто сирийское небо. И Россия в эскалации не заинтересована тоже.
Виктор Алкснис обращает внимание на то, что наши авиаторы не в первый раз гибнут из-за того, что мы за три года войны не обеспечили сплошного радиолокационного поля над Сирией. При этом наши "заклятые друзья" США и Израиля имеют такую возможность, располагая самолётами ДРЛО.
"Мы не можем определить, что в тот же район, где находится наш Ил-20, выходят израильские истребители, а мы не предупреждаем экипаж, и никто не знает, с какой целью израильские самолёты летят в одном направлении с Ил-20. Может быть, они собираются атаковать его? Помните, когда турецкий F-16 сбил наш Су-24? Ситуация была аналогичная: никто лётчика не предупреждает о том, что турецкий истребитель пошёл в атаку. По сути, наши лётчики оказываются в роли камикадзе", – считает он.
По его словам, с нами воюют оружием XXI века, "а если мы неспособны воевать им – то, значит, нечего нам там делать".