"Цифра" в кадрах. Кто будет востребован в промышленности 4.0
Нефтегазовая отрасль, как и все другие, трансформируется под воздействием четвертой промышленной революции. С одной стороны, проникновение "цифры", автоматизация процессов, повышение роли искусственного интеллекта в будущем может привести к "вымыванию" людей из отрасли. С другой – нефтегазовые компании начинают испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах, которые могут работать с цифровыми технологиями. Вызовы экономики будущего и ответы, которые готовят вузы и корпорации, обсудили участники Тюменского нефтегазового форума.
По оценкам экспертов, до 30% профессий в ТЭКе к 2030 г. будут замещены роботами, цифровизация затронет 40% специальностей. Если раньше ценились механики, которые по звуку оборудования определяли, когда нужно проводить ремонт, то сегодня за безопасную эксплуатацию отвечают датчики. "Дефицитными" стали другие кадры: инженеры-робототехники, IT-инженеры, специалисты в области кибербезопасности. В "РН-Уватнефтегаз" создано отдельное подразделение по кибербезопасности, рассказал генеральный директор компании Игорь Онешко.
"Служба противостоит угрозам извне, которые направлены на экономический и технологический подрыв предприятия. Мы развиваем пул специальностей в области кибербезопасности", – отметил он.
По прогнозу "Уватнефтегаза", уже к 2022 г. будет организовано цифровое управление месторождениями – инновационное программное обеспечение для автоматизации газовых и газоконденсатных промыслов внедряется на площадке "дочки" "Роснефти" в рамках пилотного проекта.
"Человек, который имеет два-три образования, для нас наиболее приоритетный. Но сейчас существует пул дефицитных рабочих специальностей, которым мы тоже уделяем большое внимание. Нельзя сказать, что цифровые технологии сейчас доминируют, по значимости инженерная часть и "цифра" равны", – сказал Онешко.
Можно ли будет обойтись в цифровой промышленности без инженеров-конструкторов и инженеров-технологов? В Институте передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого создали автомобиль с помощью интеллектуальных помощников (своего рода роботов в проектировании), практически без участия инженеров-конструкторов и технологов.
"Автомобиль спроектирован с учетом заданных факторов и ограничений. Продукт является не просто проектом, мы его собираем. Некоторые детали уже показываем на выставках, а к концу года мы его выкатим из гаража в том облике, в котором он должен быть. Это то, к чему может прийти инженерия в будущем – даже инженеры не застрахованы от того, что их могут заменить роботы", – рассказал и.о. директора Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Сергей Салкуцан.
Вузы, которые готовят кадры для промышленности 4.0, настроены более оптимистично. Тюменские образовательные учреждения меняют модель преподавания в соответствии с потребностями индустриальных партнеров. Большая часть времени отводится не лекциям, а лабораторным работам, практике на производственных площадках, рассказал губернатор региона Александр Моор.
"Надеюсь, что профессия губернатора – последняя, которую заменят роботы", – пошутил он.
По словам Моора, вузы региона ежегодно готовят более 100 человек для крупных индустриальных партнеров на условиях целевого обучения. Кроме того, в вузах создано девять кафедр в сотрудничестве с компаниями ТЭКа. Регион инициирует перспективные образовательные проекты, такие как Высшая политехническая школа, первый набор в которую прошел в 2018 г.
"В рамках этого проекта реализуется магистерская программа "Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа". Инновационность заключается в том, что в обучении используется новая модель инженерного образования, предусматривающая выполнение групповых проектов (пять-семь человек), направленных на решение реальных производственных задач в российских нефтегазовых компаниях ("ЛУКОЙЛ", "Новатэк", "Роснефть", "Газпром нефть", "СИБУР")", – сказал губернатор.
Технологии обучения тоже меняются в угоду "цифре". Например, ТИУ открыл платформу открытого образования, на которой проходят массовые онлайн-курсы, рассказала и.о. ректора Вероника Ефремова. В Тюменском индустриальном университете считают, что в цифровом бизнесе будут востребованы выпускники с наличием надпрофессиональных навыков: предпринимательской хватки, критическим мышлением, междисциплинарности. Если говорить о дисциплинах, которые стоит выбирать профильными, то это математика, IT, отметили спикеры. Некоторые компании готовы сформировать свой заказ для вузов более четко – СИБУР задумался о внедрении корпоративного инженерного стандарта и магистерской программы в тюменских вузах.
Сотрудников, которые привыкли работать в "аналоговой экономике", компании уже сейчас переучивают за свой счет. Корпоративный университет работает в СИБУРе – hr-подразделении, отвечающем за стратегическое развитие. Там меняют мышление сотрудников и воспитывают в них "цифровую восприимчивость", рассказала директор университета Наталья Ямщикова.
"Цифровая трансформация – она не про технологии, а про смену парадигмы мышления и бизнес-моделей", – отметила она.
Итоги изменения отрасли и систем подготовки кадров будут заметны уже через пару лет, уверены эксперты.