"Пришло время объединяться". Российский нефтесервис способен потеснить "большую четверку"
Одной из тем Тюменского нефтегазового форума стал отечественный нефтесервис. Оборудование и решения для проектов нефтяников готовы предложить как крупные заводы, так и стартаперы, которые привезли с собой опытные образцы продукции. Однако для полноценной конкуренции с "большой четверкой" российским разработчикам необходимо предоставлять полный цикл услуг, а "пакетными" предложениями могут похвастаться лишь зарубежные компании.
О создании условий для развития нефтесервиса в России в интервью Накануне.RU рассказал доктор технических наук, член экспертного совета по проблемам нефти и газа Министерства науки и высшего образования РФ, Почетный нефтяник РФ Сергей Грачев.
– В презентациях недропользователей на сессии фигурировали иностранные сервисные компании, услугами которых они продолжают пользоваться, но готовы заместить. Почему этого еще не произошло?
– Мы пригласили "РН-Уватнефтегаз", "Тюменьнефтегаз" и других представителей недропользователей, чтобы они акцентировали внимание на том, что хотят получить от сервисных компаний. Добыча в России не падает, потому что у добытчиков есть возможность оплачивать услуги зарубежных сервисных гигантов, так называемой "большой четверки". Несмотря на изменения правил игры между Россией и другими странами, зарубежный нефтесервис остается на нашем рынке. Эти компании могут продать полный пакет услуг, что удобно для недропользователей.
Например, у Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton есть соглашения с Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых – комиссия признает результаты их геофизических исследований. Это называется "полный объем услуг". Недропользователи хотят, чтобы и отечественные предприятия, предоставляющие услуги в области каротажа скважин, имели такие соглашения, но компании не работают над этим. Нужно пройти определённые этапы, понести затраты.
Однако ноу-хау "большой четверки" только в том, что у них есть оборудование. Технологии, которыми они пользуются, зачастую имеют российские корни.
– Расскажите подробнее?
– В 20-е годы, когда поменялся руководитель нашей страны, были переиграны условия присутствия на территории Советского Союза иностранных специалистов. Братья Шлюмберже, работавшие тогда на Советский Союз, воспользовались неразберихой, собрали всю информацию, которую могли, в том числе патенты российских инженеров, и переехали в США. Там в этот момент был нефтяной бум. Так кто способствовал созданию компании "Шлюмберже"? Руководство Советского Союза. Технологии, которые они позаимствовали в 20-е годы, имели успех на территории США, сейчас они же успешно применяются в России.
– По вашим наблюдениям, отечественные компании могут предложить конкурентные технологии и потеснить "большую четверку"?
– В 2010 г. Правительство России при участии правительства Тюменской области создавало технологическую платформу для концентрации ресурсов российских нефтесервисных предприятий, чтобы наши компании не оставались в стороне. Из года в год я вижу положительные изменения в отрасли.
Резюме нашего собрания – российский нефтегазовый сервис сегодня может оказать конкуренцию крупным зарубежным компаниям при условии интегрирования полученных рациональных рентабельных решений. Об этом говорится и на других площадках. Генеральный директор тюменской компании "Югсон-Сервис" Анатолий Киреев делал доклад в Госдуме о том, что нужно кооперировать усилия отечественных сервисных компаний. Были различные времена в России, но теперь, когда действует режим санкций и на нас искоса смотрят в мировом сообществе, пришло время объединяться.
– Вокруг кого компании должны объединиться?
– Объединяющую функцию могли бы взять на себя наши недропользователи. Они, как опытные садовники, должны не только снимать яблоки с 40-летних яблонь, но и подсаживать молодые саженцы своими руками. Наши собственные питомцы через 10-15 лет обеспечат восполнение добычи и запасов у таких компаний, как "Сургутнефтегаз", "Роснефть", ЛУКОЙЛ.
В первую очередь, недропользователи должны проявить заинтересованность в продукции российских компаний. На сессии один из руководителей "Газпром нефти" заявил, что по ряду направлений мы уже впереди "большой четверки". Думаю, надо посмотреть, почему в этих условиях мы все еще оплачиваем зарубежные услуги. Государство здесь может мягко "попросить" руководителей прибегать к услугам отечественных компаний, ввести регулирование, как с ценами на бензин. Сервисные компании, в свою очередь, должны думать о том, создают ли их услуги добавленную стоимость, рентабельны ли новые технологии для извлечения запасов, являются ли они коммерческим продуктом? Наука ради науки не нужна, отечественные разработки будут использоваться только тогда, когда они обоюдовыгодны.
– Тюменскому сервису удалось добиться успеха?
– Выделю компанию "Югсон-Сервис", она обеспечивает техническими средствами весь цикл от строительства скважин до их освоения, проводит сервисные работы. Другая, совсем юная компания "ГазВелл Системы" основана магистрантами кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых скважин Тюменского индустриального университета. Их проект решает актуальную задачу повышения эффективности добычи на обводненных скважинах. Ребята пошли правильным путем: получили гранты, вкладывали в разработку документации, аттестацию и аккредитацию экспериментальной установки. На форуме они представили промышленный образец. Я уверен, что они получат заслуженные награды, научные звания и прокормят свои будущие семьи.
– Политика импортозамещения в отрасли дала какие-то результаты?
– Повторюсь, что технологии у нас есть, главное преимущество иностранных компаний – оборудование. На территорию Тюменской области пришли производители оборудования, в том числе, зарубежные. Наши заводы – "Нефтемаш", "СибБурМаш", "Завод геологоразведочного оборудования и машин" – на сегодняшний день готовы выпускать все известные технические средства для нефтегазовой отрасли. И это не импортозамещение, это внедрение собственных высокотехнологичных разработок.
Прогресс есть. Представитель "Газпром нефти" на Тюменском нефтегазовом форуме заявил, что компания на 98% использует российское оборудование. На всероссийском форуме главный геолог "Татнефти", которая работает на истощенных месторождениях, рассказал, что компания использует 100% российского оборудования и технологий.
– Как вы относитесь к подготовке продажи крупнейшей российской буровой компании "Евразия" фирме Schlumberger?
– Бывают разные этапы развития отрасли. Когда-то "Тюменская нефтяная компания" продала свои сервисные предприятия Weatherford, менеджмент посчитал, что это решение обоюдовыгодно. Вероятно, к таким же выводам пришли руководители "Евразии".
Продажа буровой компании не означает, что парк буровых установок исчезнет с территории Западной Сибири и всей России. Schlumberger просто берет на себя содержание этих буровых установок. Когда мы говорим о снижении темпов бурения, это значит, что установки простаивают и не участвуют в создании добавленной стоимости, следовательно, компания несет убыток. Schlumberger берет на себя эти риски. Очевидно, решение связано с тем, что, несмотря на санкционный режим, компания очень хочет остаться в России.
Я разделяю геополитику и ТЭК. У нефтегазовой отрасли нет географических границ, есть только границы лицензионных участков. Либо ты разрабатываешь месторождение, либо не получаешь никаких условий и не приходишь в регион.