Максим Шеповаленко: Ситуация вокруг поставок С-300 в Сирию – следствие невнятного политического нарратива
Министр обороны РФ Сергей Шойгу в ответ на действия израильских ВВС, приведших к поражению сирийской ракетой российского самолёта-разведчика Ил-20, сообщил о намерении поставить на вооружение САР зенитно-ракетные комплексы С-300. Такое решение создает угрозу усиления конфронтации с Израилем, который ранее уничтожил, например, переданный сирийцам ЗРК "Панцирь". От поставки С-300 президента РФ Владимира Путина предостерёг премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Своим экспертным мнением о том, насколько далеко может зайти ситуация, с Накануне.RU поделился заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий, капитан 2 ранга в запасе Максим Шеповаленко:
– Поскольку поставка выполняется в столь экстренном порядке, понятно, что сирийские расчеты подготовить не успели. Следовательно, как и в случае С-200 в 1980-х годах, обслуживать технику будут наши специалисты, а сирийцев будут готовить в это время в российских учебных центрах. И что делать израильтянам в этих условиях? Лезть на рожон, заведомо зная, кто сидит в кабинах управления и предполагая, как и чем они эмоционально мотивированы?
Для Ближнего Востока война всех против всех – нормальное состояние. Идет и информационная война. "Гляделки" эдакие, геополитические: кто первый моргнет. Кстати, взаимные угрозы в "гляделках" продолжаются: Израиль пообещал снять мораторий на поставки ударных БЛА в Грузию и на Украину. Но торг в той ситуации вряд ли возможен, так как означает потерю лица для того, кто огласил начало поставок.
При правильной организации процесса пополнения расстрелянного боекомплекта случившееся с сирийским "Панцирем" невозможно. Часть машин пополняет боезапас, часть их прикрывает. Это азы боевой деятельности ПВО. Интегрированная система ПВО предполагает прикрытие позиций С-300 комплексами типа "Панцирь". Последние для этого и создавались.
Провокационные действия израильтян и непрофессиональные действия сирийцев не снимают ответственности с нас, как застрельщиков процесса формирования этой самой интегрированной системы ПВО. Но уверенности в том, что на этот раз всё будет сделано по уму, у меня нет и – в отсутствие долгосрочной внятной политической стратегии в этом конфликте – быть не может. Ибо военные – заложники действий политиков. И очевидная "расслабуха" военных в данном случае – как и в случае с убийством Захарченко – это прямое следствие невнятного политического нарратива.