С рекордным профицитом и без развития. В Госдуму внесен бюджет на трехлетку
Федеральный бюджет на 2019-2021 гг. сверстан с профицитом в 1,9 трлн руб. Финансирование 12 нацпроектов из "майского указа" президента России Владимира Путина увеличило расходные статьи, но мало отразилось на макроэкономических показателях: на фоне наличия "лишних" денег в ближайшие три года не ожидается существенного роста промышленного производства, ВВП будет колебаться в рамках статистической погрешности, замедлится рост зарплат.
Правительство прогнозирует продление антироссийской санкционной политики и действия ответных экономических мер со стороны России на протяжении всей "трехлетки". Мировой экономический рост будет замедляться, цены на нефть под давлением быстрого роста добычи в США снизятся. На этом фоне рубль будет ослабевать: во второй половине 2019 г. курс по отношению к доллару вернется к уровням 63,6–63,8 руб., а к 2021 г. снизится до 64 руб. Впрочем, заявленные темпы ниже, чем в бюджете 2018-2020 гг., там заложен курс в 67-68 руб. за доллар.
Ориентир на внешние факторы – санкции, нефть – при расчете курса рубля обусловлен и тем, что кабмин не ждет изменения политики Центробанка. "Прогноз предполагает, что Банк России продолжит проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции на протяжении всего прогнозного периода, а бюджетная политика будет реализовываться в соответствии с новой конструкцией бюджетных правил", – говорится в проекте.
Темпы роста ВВП в следующем году упадут: если по итогам 2018 г. валовый продукт прибавит 1,8%, то в 2019 г. – только 1,3%. В дальнейшем показатель увеличится до 2% и 3,1%, ожидают в Правительстве. Проседание 2019 г. там объясняют "периодом адаптации" к принятым налоговым решениям, прежде всего – о повышении НДС. Рост ставки с 18% до 20% принесет в 2019 г. 525 млрд руб., но налог заберет рост из сектора розничной торговли (увеличение товарооборота там замедлится до 1,7%), а его вклад в инфляцию оценивается в 1,3%. По прогнозу, в 2019 г. официальный рост цен составит 4,3%.
Совокупно налоговые новации (помимо роста НДС, это повышение ставок НДПИ в рамках "налогового маневра", индексация акцизов на алкогольную продукцию, спирт, табак, автомобили) в 2019 г. принесут дополнительные 373,3 млрд руб., в 2020 г. – 700,9 млрд руб., в 2021 г. – 1, 6 трлн руб. Отметим, что выгода от увеличения чувствительных для россиян госпошлин за выдачу водительских прав и загранпаспорта составит 7,3 млрд руб. ежегодно.
Существенной динамики промпроизводства в следующую трехлетку нет – средний рост 2,8% в год. Большой вклад продолжат вносить отрасли, ориентированные на экспорт – пищевая и химическая промышленность. На этом фоне подпрограмма "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности" потеряла 2,1 млрд руб. в 2019 г., а в 2020 гг. финансирование уменьшится на 1,9 млрд руб. в сравнении с ранее принятыми проектировками. По другим направлениям – автомобилестроение, машиностроение специализированных производств, текстильная промышленность – ассигнования увеличены. Описанная в сопроводительных материалах макроэкономическая ситуация не внушает оптимизма, однако сам бюджет выглядит жизнеутверждающим.
В 2019 г. значительно увеличившиеся доходы (19,9 трлн руб., в Законе № 362–ФЗ о бюджете 2018-2020 гг. прогнозировались доходы 15,5 трлн руб.) превышают расходы на 1,9 трлн руб. Таким образом, профицит составляет 1,8% ВВП против 0,8% дефицита в проекте. В разной степени дефицитным федеральный бюджет был с 2012 г. В процентном соотношении к ВВП ожидаемый в будущем году профицит - рекордный за последние 10 лет и фиксируется он в период снижения нефтегазовых доходов.
Они падают как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП: с 8,6% ВВП в 2018 г. до 6,8% ВВП к 2021 г., доля в общих поступлениях за тот же период сократится с 46,5% до 38,2%. Причина – падение физических объемов добычи, снижение цен на энергоносители.
Добавим также, что в бюджет заложено финансирование 12 национальных проектов из "майских указов" президента: "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт". До 2024 г. на их реализацию будет направлено 13 трлн руб., в 2019-2021 г. – 5,6 трлн руб.
Депутаты "нижней палаты" получили проект закона в субботу, вместе с консультантами они находятся в процессе знакомства с документом. Но уже сейчас парламентарии предполагают, что при всех вводных профицит бюджета может быть искусственным.
"Я бы назвал этот документ хорошей миной при плохой игре, – рассказал Накануне.RU депутат Госдумы Николай Арефьев. – Минфин по выгодным ему правилам формирует расходы и доходы, а после принятия бюджета начинается оптимизация в образовании и здравоохранении, хотя у нас слишком много денег в бюджете. Наши деньги от нефтегазовых доходов гуляют за границей, изымается около 4 трлн в год из бюджета. Продолжается сокращение расходов на регионы, у которых дефицит уже 2 трлн руб. Он никуда не денется и на эту сумму федерация сократит дотации бюджетам и сделает рукотворный профицит. При бюджете Силуанова у нас не развиваются ни экономика, ни социальная сфера, потому что деньги выгребаются из бюджета и уходят на Запад. Профицит, так или иначе, складывается за счет сокращения расходов".
Арефьев подчеркнул, что депутатам становится все сложнее разобраться в бюджетной росписи – правила формирования госказны меняются практически каждый год.
В состав нацпроектов бюджета 2019-2021 гг. вошли как новые мероприятия, так и расходные статьи, ранее числившиеся в госпрограммах. Например, "Демография" – самый затратный нацпроект с финансированием 2,9 трлн руб. – включает в себя выплаты за первенцев, средства на льготную ипотеку и обучение лиц предпенсионного возраста, а также создание дошкольных групп, закупку вакцин, строительство ФОКов в сельской местности. Внутри одного такого проекта может пересекаться финансирование сразу нескольких госпрограмм. К примеру, ассигнования на программу "Развитие здравоохранения" в следующем году выросли сразу на 228,5 млрд руб. до 504,1 млрд руб. (в 2020 г. – 761, 2 млрд руб., в 2021 г. – 694,6 млрд руб.). Такая динамика объясняется включением в госпрограмму ряда мер из нацпроектов "Демография" и "Здравоохранение". Больше денег, с учетом нацпроектов, выделено по направлениям культуры и туризма, содействия занятости населения, обеспечения доступным и комфортным жильем.
А вот госпрограмма "Развитие образования" в 2019 г., напротив, потеряла 301,4 млрд руб. – ее финансирование в сравнении с проектом бюджета сократилось до 197,4 млрд руб. Аналогичная ситуация в 2020 г. – минус 324,6 млрд руб. Часть расходов программы перекочевала в нацпроекты "Образование" и "Демография", объясняет Минфин, часть – в госпрограмму "Научно-технологическое развитие РФ". Отметим, что последняя – лидер по росту бюджетных ассигнований: в 2019 г. на нее заложено 679,6 млрд руб., в то время как в проекте закона предполагалось выделить лишь 174,9 млрд руб. В итоге удельный вес раздела "Образование" в целом увеличился с 0,6% ВВП до 0,8%, но отследить, какие направления оказались в плюсе, а с каких средства были срезаны или перераспределены, можно, лишь детально изучив роспись.
"Национальные проекты придуманы только для того, чтобы "спрятать" бюджет. Раньше открываешь программу "Здравоохранение" и видишь общие ассигнования, расходы на зарплату, коммунальные услуги – всего 16 статей расходов. Сразу понятно, растет ли зарплата, увеличиваются ли траты на ремонты. Сейчас в программах все смешано в кучу, непонятно, растут траты или уменьшаются. К тому же каждый раз мы сталкиваемся с проблемой освоения средств. Изменение правил верстки бюджета привело к тому, что в бюджете США я уже разбираюсь лучше, чем в своем, потому что Штаты не меняли формат 200 лет", – говорит Арефьев.
Незначительно увеличились расходы на госпрограмму "Социальная поддержка граждан". По основному мероприятию они даже уменьшились "в связи с сокращением числа получателей": жертв трагедии на ЧАЭС, инвалидов, малоимущих пенсионеров (здесь – из-за пенсионной "реформы"), а также семей с детьми.
Ассигнования Пенсионному фонду РФ в 2019 г. снизятся лишь на 0,6% к утвержденному ранее уровню, до 3,31 трлн руб. В 2021 г. сумма уменьшится уже на 3,1% – до 3 трлн руб. Непосредственно на выплату пенсий государство, спасибо "реформе", уже в следующем году потратит на 1,3% меньше средств (2,4 трлн руб.). Расходы на федеральную социальную доплату к пенсиям в 2019 г. сокращаются на 13,3% (85,9 млрд руб.), на другие доплаты, пособия и компенсации – на 8,4%.
В трехлетнем периоде "кубышка", которая представлена одним Фондом национального благосостояния, увеличится в 2019 г. сразу на 4,1 трлн руб. – до 7,9 трлн руб. К концу прогнозного периода ФНБ вырастет до 14,3 трлн руб. В 2019-2021 гг., согласно бюджетным правилам, не предполагается использование средств ФНБ на финансирование дефицита Пенсионного фонда РФ, хотя именно это было первоочередной задачей фонда 11 лет назад, напоминает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
"Неиспользуемые остатки средств на счетах госбюджета больше, чем 9,4 трлн руб., из которых в ФНБ на 1 сентября находилось 5,2 трлн руб. Этого достаточно, чтобы покрыть дефицит Пенсионного фонда несколько раз. Но Правительство предпочитает убивать людей повышением пенсионного возраста. Если мы хотим развивать страну, давать дешевые кредиты, необходимо ограничивать финансовые спекуляции. Все страны, которые находились на нашем уровне зрелости финансовой системы, это делали, без этого развитие невозможно. Но наши либералы не могут ограничить спекулянтов, это "религиозный" запрет. Поэтому сейчас каждый рубль, потраченный на развитие страны, – технологическое, экономическое, социальное – будет украден у финансовых спекулянтов. Правительство в своих рассуждениях исходит из этого", – поделился своим мнением с Накануне.RU Делягин.