Сергей Комков: Чиновников Рособрнадзора надо самих проверить на профпригодность
Накануне Дня учителя Рособрнадзор обрадовал педагогов проверкой на профпригодность. Доказать знание своей дисциплины и педагогические навыки в октябре придется 18 тыс. учителей из 45 регионов. В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. педагогов. Так надзорное ведомство стремится повысить квалификацию учителей и усовершенствовать качество школьного образования в стране. Чиновники Рособрнадзора сами нуждаются в проверке на профпригодность, раз не понимают, что оценивать деятельность школьного учителя исключительно по "компетентности" нельзя, считает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков. Своим мнением эксперт поделился с Накануне.RU:
– Руководство Рособрнадзора, а следом за ним и Министерства просвещения России абсолютно не понимают, с каких позиций надо подходить к оценке деятельности школьного учителя. Нельзя оценивать деятельность школьного учителя исключительно по параметрам "компетентности". Это давно известно даже студенту первого курса любого педагогического вуза!
Уровень "компетентности" в деятельности школьного учителя составляет менее одной трети тех обязательных требований, которым он должен соответствовать. И порой самый "компетентный" учитель не в состоянии полноценно исполнять свои обязанности в школьном учебно-воспитательном процессе.
В традиционной российской школе всегда существовала хорошо отработанная система аттестации педагогических кадров, в которую были включены и педагогические коллективы, и предметные методические объединения, и общественные организации, и родительская общественность, и, конечно же, внешний административный контроль со стороны органов управления системой образования.
Сводить все к каким-то элементарным тестовым заданиям на "выявление уровня компетенции" того или иного учителя (непонятно по каким, кем и как разработанным критериям) – это значит превратить всю систему педагогической аттестации в чистейшей воды формальность! Или (более того) – в один из элементов коррупционного механизма!
При таком подходе, вполне вероятно, что очень многие весьма опытные и принципиальные учителя, пользующиеся авторитетом и уважением, но не устраивающие по тем или иным соображениям своих вышестоящих начальников, просто окажутся за бортом школы. А люди весьма покладистые, не имеющие ни своей собственной жизненной позиции, ни своих собственных жизненных убеждений, не пользующиеся уважением у учащихся и их родителей, но полностью устраивающие руководство школы и другие органы управления образования, будут "наставниками нового подрастающего поколения россиян"!
С формальной точки зрения все будет соблюдено до мельчайших подробностей. Но! Российская школа – как таковая – фактически прекратит свое историческое существование!
Боюсь, что именно подобного результата добиваются наши сегодняшние "реформаторы" из Рособрнадзора. Иначе они бы очень внимательно прислушались к мнению известных российских педагогов и общественных деятелей, много лет работающих в сфере российского образования, уже много раз указывавших им на то, что нельзя оценивать работу школьного учителя, исходя исключительно из показателя "компетентности"!
Поэтому я бы, в первую очередь, провел "проверку на профпригодность" самих чиновников Рособрнадзора! Ибо их действия показывают, что во главе столь серьезного государственного ведомства сегодня находятся люди, весьма далекие от понимания реальной ситуации в нынешней системе отечественного образования и от понимания того, каким образом можно сохранить в ней самые лучшие традиции и создать новые. Которые бы не ухудшали, а улучшали ее деятельность!