Почему глава Екатеринбурга оставил вице-мэра из "списка Тунгусова"
С момента избрания Александра Высокинского на должность главы Екатеринбурга прошло две недели, но ожидаемых "тотальных зачисток" в структуре мэрии не прослеживается. Наблюдатели ищут подвох, проча скорый конец карьерам старых чиновников из числа работавших под руководством таких авторитетных городских управленцев, как Аркадий Чернецкий, Владимир Тунгусов и Александр Якоб.
Но пока можно лишь констатировать, что из вице-мэров ушли куратор социальной политики Михаил Матвеев (в силу избрания депутатом думы Екатеринбурга) и заместитель главы по капитальному строительству Алексей Белышев (по собственному желанию). Вместо Вячеслава Трапезникова на должности главы Орджоникидзевского района временно работает его заместитель Елена Ситкова. А бывший заместитель по социальным вопросам Андрей Морозов занял освободившееся под Сергеем Нырковым кресло главы Верх-Исетского района (с приставкой и.о.). Всех уволенных в той или иной степени можно отнести к команде экс-вице-губернатора и бывшего серого кардинала мэрии Владимира Тунгусова, "списками" которых на праймериз и выборах в гордуму "пугали" общественность. Тунгусов был сокращен в своей должности за два дня до выборов и получить большинство в местном парламенте этот "список" так и не смог. По некоторой информации, главы районов поплатились должностями за плохие результаты голосования и "протунгусовский" саботаж кампании.
Кроме того, были и другие кадровые решения Высокинского. Начальником отдела кадровой и муниципальной службы вместо Сергея Сунцова назначена Елена Хазова – она руководила управлением государственной и муниципальной службы и занималась работой с кадровым резервом департамента кадровой политики губернатора Свердловской области в то время, когда будущий мэр служил вице-губернатором. Пока в городском руководстве не нашли замену начальникам правового департамента (возглавляла Екатерина Грин) и департамента архитектуры (ушел Михаил Губин), вакантными остаются места главы информационно-аналитического департамента, комитета по жилищной политике, комитета связи и информационных технологий, по экологии и природопользованию.
На "зачистки" все это вряд ли тянет. А ведь звучали опасения, что Высокинский войдет в состояние "политической ажитации" и своими кадровыми решениями порушит профессиональный состав мэрии.
По мнению руководителя Уральского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолия Гагарина, Высокинского в мэрии никак нельзя воспринимать в качестве слона в посудной лавке.
"Думаю, что сейчас специально подогреваются страхи, существующие у некоторых представителей городской администрации, а также у аффилированных с ними лиц, – заявил Накануне.RU политолог. – Зная Высокинского, могу сказать, что он человек разумный, рассудительный, для него самое главное – профессиональное соответствие чиновника или специалиста своим компетенциям, а также умение и желание работать. Поэтому, если кого и убирают, то, прежде всего, из-за несоответствия этим критериям. Хотя, возможно, есть персоны, которых новый глава города прекрасно знает и понимает, что с ними он не сработается, как и они с ним. И такие кадры заранее идут на выход".
Формируемые ожидания, что в мэрии рано или поздно персонал начнут выжигать каленым железом за "связь" и некогда лояльность уволенному вице-губернатору Владимиру Тунгусова, эксперт назвал "сознательным вбросом" и попыткой создать негативную волну в начале деятельности нового градоначальника.
"Но Высокинского все, кто работает в управленческих структурах Екатеринбурга и области, прекрасно знают, он не "варяг", от которого неизвестно чего ожидать, поэтому такие информационные вбросы обречены", – считает Гагарин, отмечая, что первые кадровые решения состоялись, и они вовсе не революционные.
Напомним, что в своем первом интервью, данном сразу после избрания, мэр пообещал набирать команду, исходя из общегородских задач. "Напротив каждой городской проблемы должна стоять конкретная фамилия, – заявил тогда Высокинский. – А критерием их работы станут показатели социально-экономического развития".
Очевидно, что сейчас градоначальник продолжает внимательно присматриваться к своему окружению, но поспешных выводов не делает. Например, показательно решение о сохранении за Алексеем Кожемяко поста первого вице-мэра, которое, по источникам в администрации Екатеринбурга, может быть обнародовано уже на этой неделе. Таким образом Высокинский демонстрирует, во-первых, свою терпимость по отношению к старой городской команде, во-вторых, окончательно разрушает миф о могуществе "серого кардинала мэрии" Тунгусова (чьей креатурой Кожемяко был на выборах главы города), в-третьих, выступает в качестве великодушного и сильного победителя, без опаски делающего своей "правой рукой" недавнего оппонента.
"Можно предполагать, что дальше кадровые решения городское сообщество начнет воспринимать как нормальный, рабочий процесс, а не в качестве результатов неких интриг, – считает Гагарин. – Перед городом стоят конкретные задачи, а решать их должны конкретные лица – с именами и фамилиями, чтобы было с кого спрашивать".
По информации другого нашего источника, в областной резиденции рассматривался вариант, при котором бы Кожемяко смог поработать в областном правительстве, окончательно "встроиться" в губернаторскую команду, прежде чем ему было бы оказано доверие продолжать трудиться над городскими проектами. Таким образом, уже в этом решении Высокинского усматривается попытка дистанцироваться от выдвигавшего его главой Евгения Куйвашева и желание проявлять большую самостоятельность. А намеки на это в первые две недели после назначения все чаще слышны из уст Высокинского. Он практически не позиционирует себя как члена команды, а отдельные его высказывания и вовсе прямо противоречат указаниям Куйвашева в адрес областного правительства (в состав которого входит и свеженазначенный депутатами думы глава Екатеринбурга).
Между тем, уже завтра на заседании думы Екатеринбурга депутаты должны сформировать профильные комиссии, чтобы начать работать по конкретным вопросам. Этому предшествовали две недели переговоров между народными избранниками, которые могли затянуться надолго, не предложи Высокинский идею объединить тематику существующих думских комиссий со Стратегией развития города, где каждое направление закреплено за вице-мэром и соответствующими структурами городской администрации.
Гагарин разделяет мнение, что этим шагом Высокинский дал понять: он намерен выстраивать диалог с депутатским корпусом, исходя не из политической принадлежности того или иного депутата, а из общей концепции развития города.
"Действительно, чем плодить дополнительные комиссии, Высокинский предложил коллегам из думы создать работающий механизм уже сейчас, причем, сориентировав его на городскую исполнительную власть, чтобы не терять время и силы на "транзакции" при принятии решений. Вполне вероятно, что скоро мы увидим эффект от настройки обновленной системы городской власти", – надеется руководитель Уральского филиала ФорГО.