24 Января 2025
search

Трамп обнулил указы Байдена

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В России

Медведев выступил с "программной статьей-2024" – его уже "подсиживает" Собянин

Глава российского Правительства Дмитрий Медведев в октябрьском номере журнала "Вопросы экономики" (Д. А. Медведев. Россия-2024: стратегия социально-экономического развития) опубликовал без сомнения программную статью, в которой определил сегодняшнее положение страны в современном мире и обозначил ряд мер, которые необходимо реализовать в рамках временного горизонта 2018-2024 гг. Последняя дата, напомним – истечение срока полномочий избранного в марте президентом Владимира Путина. Но уже до этого срока, то есть момента смены власти в России, Медведев предлагает осуществить радикальные шаги на поприще государственного управления, экономики, налоговой сферы.

Премьер заявляет, что в целом стране (читай – власти) удалось устоять под напором вызовов последних десяти лет и преодолеть кризисные явления, начиная с финансового кризиса 2008 г. Вместе с тем, Россия подошла к рубежу, когда необходимы шаги по "структурной и институциональной модернизации".

"Без нее невысокая инвестиционная активность, затормозившийся рост производительности труда, все сильнее проявляющиеся неблагоприятные демографические тенденции будут оказывать негативное влияние на позиции России в мире, усиливать отставание от технологических лидеров, препятствовать повышению уровня и качества жизни", – пишет Медведев. И в дальнейшем говорит о необходимых мерах, которые будут направлены на преодоление указанных негативных факторов.

Правда, сразу оговоримся – несмотря на громкое заявление об "институциональной модернизации", по большому счету, в статье премьера этот вопрос обойден стороной. А взамен как раз предлагается широкий перечень мер, направленных на структурное преобразование экономики страны, о чем, впрочем, говорится со всех трибун минимум с середины "нулевых" годов, так что многие так и не поняли, а что или кто мешали Медведеву делать это раньше (среди популярных версий – США или Владимир Путин). Меняются некоторые приоритеты, например, нынче как никогда актуальны вопросы борьбы с бедностью или, скажем, построение цифровой экономики. Тогда как десять лет назад, в момент президентства собственно Дмитрия Медведева, в тренде, если кто забыл, были нанотехнологии.

При этом озвученные премьером задачи, конечно же, четко пересекаются с целями, обозначенными президентом в мае, а именно: вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, разворот от сырьевой модели к производствам с высокой добавленной стоимостью, разумеется, реализация всех заявленных "майских указов" (образца 2018 г., а не 2012). И, конечно же, все это прямо находится в разработанной и представленной недавно Правительством Медведева "Стратегии", так что новость не в публикации. А, как мы говорили выше, в "магических цифрах" 2018-2024 гг., охватывающих период пересменки в высших эшелонах власти России, если учесть мнение о начавшемся уже "транзите власти", контуры которого пока слишком неопределенно выглядят для широкой публики.

Накануне.RU поговорило с экспертами и политологами, даже разработчиками экономических программ о заявлениях премьера и попыталось разобраться, на кого направлен фокус статьи.

"Я бы выделил два момента, во-первых, публикация в таком академическом журнале, как "Вопросы экономики", – отмечает руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачёв. – Премьер, на мой взгляд, пытается актуализировать себя как человек, противостоявший все последние годы глобальным вызовам, и как глава Правительства, которое в целом справилось с ними. Соответственно, вроде как, раз кризиса нет (или его удалось купировать и избежать), то и смена кабинета никакая не нужна. В данном контексте, конечно же, думаю, оценки и взгляд Медведева на текущую ситуацию выглядят несколько оптимистично. Второе – опять же премьер говорит о давно обсуждаемых и известных в экспертных, бизнес-кругах вещах. Это и избыточное давление силовиков на бизнесе, это и тупиковость инерционного пути развития, по которому под руководством Медведева страна двигалась последние годы, в общем, снова известные всем вещи".

заседание в Госдуме(2018)|Фото: duma.gov.ru

Отсюда, по мнению собеседника, осторожные заявления о необходимости "институциональных реформ", которые, как мы указывали, дальнейшего наполнения в статье премьера не получили. По принципу – вообще надо, но потом…

"В этом смысле все сказанное Дмитрием Медведевым в какой-то мере повторяет ранее сказанное Алексеем Кудриным (глава Счетной палаты РФ, экс-министр финансов России, – прим.), в части, кстати, и тех самых "институциональных реформ", которые премьер заявляет, но не расшифровывает. Поэтому легче обратиться к первоисточнику, то есть к идеям Кудрина", – замечает политолог.

Весной Накануне.RU рассказывало о подготовленной в недрах возглавляемого тогда Кудриным Центра стратегических разработок (ЦСР) "Стратегии", основные материалы и тезисы документа без сомнения стали основой теперь уже для аналогичного текста Правительства и, соответственно, статьи Медведева.

Руководитель комиссии по подготовке экономической стратегии в Совете Федерации, доктор экономических наук Сергей Калашников замечает, что "в хорошем смысле поражен статьей Медведева".

"Присутствует все – и достойные цели, как вхождение экономики России в пятерку развитых, и сроки и задачи экономической политики на ближайшую перспективу, обозначены конкретные меры для достижения параметров. Все прекрасно, с одной стороны. Немного смягчены оценки по воздействию кризисов на нашу экономику, нет объективного, мне кажется, анализа происходящего в экономике сегодня, излишне радужный настрой. Но общее впечатление от статьи хорошее", – замечает Калашников.

Другое дело, по мнению сенатора, что Медведев не провозглашает отхода от правительственного курса всех последних лет, что автоматически ставит под сомнение выполнение "Стратегии".

"И здесь и Медведев, и возглавляемое им Правительство попадают в неизбежную ловушку. Без изменения бюджетной, финансовой политики правильные цели, которые обозначены, попросту недостижимы. Я очень хорошо отношусь к Дмитрию Анатольевичу, но то "правительство бухгалтеров", которое сейчас, неспособно дать импульс к развитию. Значит, недостижимы заявленные цели. Бухгалтер говорит – нам надо складывать деньги на "черный день" и деньги складываются в кубышку. Экономист, которых нет в нынешнем Правительстве, никогда так не скажет, он привык использовать ресурсы, те же деньги, для развития, для достижения определенных целей", – утверждает Калашников. И в качестве примера приводит российское Правительство Примакова-Маслюкова, действовавшее с сентября 1998 по май 1999 г.

(2003)|www.uralfo.ru

"После драматического финансового кризиса и дефолта то Правительство смогло насытить экономику деньгами, собственно, весь последующий рост и восстановление экономики в начале 2000-х было обусловлено мерами, предпринятыми Примаковым-Маслюковым. Но тот рост и задел давно исчерпан, а нам по-прежнему предлагают в качестве ориентиров низкую инфляцию и таргет. Чисто бухгалтерский расчет, ведь сама по себе инфляция никогда не была главным приоритетом и ориентиром в успешных экономиках, это изобретение чисто наших либеральных экономистов, того же Кудрина. Который и сейчас остается не экономистом, а бухгалтером", – замечает Калашников. И добавляет, что по-прежнему главная проблема – не заявленные цели, они хороши и притягательны практически для всех, а, цитируем, "негодные методы, которые применяют для достижения этих прекрасных целей".

В связи с вышеизложенным волей-неволей возникает вопрос о персоналиях в самом Правительстве и шире – властных коридорах вообще в свете "проблемы 2024".

По понятным причинам, в статье академического журнала вопросы смены курса Правительства, а тем более смены людей, которые будут заниматься реализацией представленной Стратегии, никто никогда не поднимает. Такие темы – удел наблюдателей из полит- и околополитической тусовки, версий и гипотез по поводу происходящего в последнее время там действительно хватает.

В этой связи интересно выделить мнение известного экономиста, доктора наук Михаила Делягина, который отмечает, что кабинет министров формирует во многом не Дмитрий Медведев, а… мэр столицы Сергей Собянин и близкие ему группы влияния. Не сбрасывая со счетов, разумеется, такой институт, как Администрация президента и самого Путина. Ранее мы отмечали усиление роли клана Собянина в том числе в вопросах внутренней политики, таких, как ротация губернаторского корпуса.

"Реальная борьба за власть развернется между другими представителями либерального клана. На Медведева и Кудрина ставит Запад, что автоматически, помимо всех остальных факторов, ставит на них крест, – а Собянин умеет работать сам, умеет заставлять работать других и умеет расставаться с фаворитами, когда те начинают задумываться о своей самостоятельности", – отмечает Делягин.

При этом, как отмечают эксперты, сам Медведев в своей статье, специально или нет, обозначил контуры отраслевой коалиции вокруг него как премьер-министра – это строительная отрасль, цифровая экономика, бизнес вокруг образования и здравоохранения, пишет телеграмм-канал "Политбюро 2.0".

Приведем свежие социологические выкладки, напрямую касающиеся популярности российской элиты, опрос представил "Левада-Центр" буквально 8 октября.

Зафиксировано падение рейтингов практически всех действующих лиц из первого эшелона власти, самое сильное падение – рейтинг президента, которому на сентябрь 2018 года готовы доверять всего 39% опрошенных. Год назад таких было 59%. Серьезно "просели" рейтинги вообще-то всегда популярных Сергея Шойгу и Сергея Лаврова, сейчас 15% и 10% соответственно (год назад были 23 и 19%). Ну, и наконец, самое любопытное, на наш взгляд. В каком-то смысле низкий рейтинг лично Медведева остается, по мнению "левадовцев", гарантией стабильности самого положения премьера. Сейчас рейтинг доверия находится на уровне 10%, год назад он был на показателе в 11%.

А вот рейтинг столичного мэра Сергея Собянина, одного-единственного, как ни странно, вырос с 3 до 4-х пунктов. Повторимся, на фоне волны массового недовольства граждан буквально всеми акторами политической сцены.

Кажется, действительно актуальным становится вопрос о том, кто конкретно будет осуществлять заявленные Медведевым "институциональные реформы".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС