Владимир Васильев: Электронные паспорта поставят ювенальный произвол на поток
Бумажные паспорта заменят на электронные. Новый документ размером с водительские права будет содержать, помимо персональных данных, фотографию, информацию об отпечатках пальцев владельца и его электронную подпись. В Министерстве связи пока не решили, с какого возраста выдавать новые документы с чипом, но признались, что готовы делать это с самого рождения.
"Сейчас прорабатывается возможность [выдачи электронного паспорта] с 14 лет, а, может быть, и раньше. Тут вопрос скорее организационный и сейчас находится в проработке. Мы готовы, конечно, выдавать его практически с рождения, просто сейчас смотрим, как логически выстроить всю систему", – отметил директор департамента реализации стратегических проектов Минкомсвязи Андрей Черненко.
Электронный паспорт позволит не носить с собой множество документов, например, права и СНИЛС.
"Мы не стремимся к тому, чтобы, как на флешку, записать на электронный паспорт максимум данных и все собрать в нем воедино. Уже сейчас существует некий электронный профиль гражданина, он хранится в информационных системах. Паспорт в данном случае будет позволять с определенным высоким уровнем безопасности получить возможность доступа к этим данным и использовать их в онлайне", – добавил Черненко, его слова приводит ТАСС.
Часть данных будет скрыта, доступ к ней будет осуществляться только с использованием "определенной инфраструктуры", заверил чиновник.
Общественная организация "Родительское всероссийское сопротивление" (РВС) настороженно отнеслась к идее заменить бумажные паспорта электронными: персональные данные станут после этого ещё более открытыми, а семьи – уязвимыми. Своим экспертным мнением об угрозах новшества Минкомсвязи поделился с Накануне.RU представитель Московского областного отделения РВС Владимир Васильев:
– Действительно, мы настороженно относимся к идее внедрения электронных паспортов и вообще баз данных с персональной информацией. При этом пугает отнюдь не форма хранения информации, а широкие возможности бесконтрольного распоряжения этой информацией. В случае бумажного паспорта, например, вы совершенно определённо можете отследить, кому и когда вы эти ваши персональные данные предоставляли. При этом копирование этих данных (а, следовательно, возможное дальнейшее бесконтрольное распространение) затруднено. В случае с электронным носителем это не так: практически любой объём персональных данных может быть легко скопирован и передан неограниченному кругу лиц. И сейчас предпринимаются постоянные попытки сделать это распространение персональных данных между различными ведомствами совершенно бесконтрольным. За примером далеко ходить не надо: сейчас в Подмосковье, записывая ребёнка в тот или иной кружок или секцию, родители вынуждены предоставлять очень широкий спектр персональных данных, одновременно давая самые широкие полномочия по их использованию и распространению. Похожая ситуация с "электронными дневниками".
Одновременно с этим идут процессы по наделению государственных (а иногда и негосударственных) органов функциями контроля и реагирования на различные "неблагополучия" в сфере, которая всегда считалась личной: в семье. Мы уже не раз сталкивались со случаями ювенального произвола, когда детей забирали, фактически, за бедность. При этом как признаки неблагополучия рассматривались плохие жилищные условия, плохая успеваемость детей в школе, низкий доход родителей. Сейчас для начала такого ювенального "дела" необходимо, чтобы информация о "неблагополучной" семье пришла в ювенальный орган извне: от соседей, из учебного заведения. Если такие ювенальные органы получат широкий и бесконтрольный доступ к персональным данным, ювенальный произвол может быть поставлен на поток.
Продвигая НКО в сферу контроля и реагирования на различные "неблагополучия" в семье, фактически замещая ими госслужбы, инициаторы таких инициатив дадут им же право пользоваться персональными данными.
Не надо забывать и о других рисках. Не секрет, что сейчас наши отношения с западными странами, в первую очередь, с США, находятся на чрезвычайно высоком конфронтационном уровне. А все эти электронные технологии идут с Запада, мы давно уже не обладаем собственной технологической и производственной базой для обеспечения нужд в этой сфере. В силу сложности этой электронной продукции в ней могут быть любые уязвимости и "закладки", а значит, доступ к этим персональным данным может быть получен и другим кругом лиц, включая другие государства. Это тоже чрезвычайно опасно.
Резюмируя, введение электронных паспортов может облегчить доступ к персональным данным граждан тех, кому данные предоставлять не нужно и опасно – как для граждан, так и для государства в целом. У нас есть целый ряд нареканий к уже имеющимся системам обработки персональных данных. Пока нет исчерпывающих ответов на вопросы, что делать со всеми этими опасностями, вводить электронные паспорта нельзя.