"Великие имена России" остались без великих
Сегодня стартует конкурс "Великие имена России" – не путать с оскандалившимся ранее "Имя Россия" – очередная "голосовалка" за великих соотечественников. Правда, не за всех. Суть проекта в том, чтобы граждане России выбрали имена великих деятелей и присвоили их к названиям крупнейших аэропортов страны.
Соотечественников можно выбирать из литературной, художественной, научной, военной, географической и других сфер. Выбрать нужно будет и один из 45 аэропортов, которому хотели бы присвоить это имя. После составления лонг-листа и шорт-листа состоится финальное голосование и объявление победителей конкурса – всего 4 этапа с 11 по 30 ноября 2018 года. Победители станут известны 5 декабря.
"Выбор названия для аэропорта – общественно значимое мероприятие, затрагивающее интересы различных групп: местных жителей, сотрудников аэропорта, пассажиров. Народное голосование – хорошая альтернатива административному решению, так как позволяет вовлечь в обсуждение максимальное число людей и учесть их мнение", – говорится на сайте проекта.
Действительно, народное голосование – хорошая альтернатива административному решению, однако тут же на сайте сказано:
"Решение принимают местные власти, но с инициативой присвоения воздушной гавани имени выдающегося земляка, как правило, выступают сами жители. Люди хотят, чтобы выбранное наименование соответствовало их представлениям о собственных исторических и духовных традициях, которыми они гордятся".
Видимо, изучив прошлый опыт проекта "Имя Россия", когда на первое место в голосовании вырвались Иосиф Сталин и Владимир Ленин, и пришлось устроить переголосование, организаторы решили не наступать на те же грабли и ввели жесткое ограничение:
"В качестве имен-претендентов для названия аэропортов не могут рассматриваться имена политиков периода новейшей истории страны (последние 100 лет)", – говорится в презентации проекта.
Это сделано якобы, чтобы избежать политизированности проекта. Как пишут организаторы, к именам политиков последнего столетия "неоднозначное отношение в обществе".
Какое совпадение – только недавно отыграло 100-летие со дня расстрела гражданина Николая Романова, который был царем и отрекся от престола – и вот уже конкурс на великие имена, в которые он как раз может протиснуться. Видимо, организаторы уверены, что имя Сталина "неоднозначно", а Николай II – что? "Однозначно и хорошо" воспринимается?
Впрочем, ничего удивительного, если среди организаторов: Общественная палата Российской Федерации, Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество. А в презентации одна из ключевых цитат принадлежит Георгию Шевкунову (митрополиту Тихону, называемому также "духовником Путина").
В итоге организаторы считают, что этот проект будет способствовать популяризации имен соотечественников и познанию истории. Очередной "патриотический проект". Однако с этим категорически не согласен историк, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Евгений Спицын. Он поделился своим мнением в беседе с Накануне.RU.
– Сегодня стартует проект "Великие имена России" – как вы к этому относитесь, принесет ли он пользу?
– Я не понимаю, при чем тут аэропорты? Допустим, выберем Александра Невского – у любого нормального человека сразу возникнет вопрос – при чем тут аэропорт и Александр Невский? Или аэропорт имени Антона Павловича Чехова? Вы что там, все с ума посходили?
Я считаю, что все эти акции – от безделья и от непонимания того, что такое история как предмет воспитания нации.
В СССР это понимали и делали все грамотно, воспитывали детей с младых ногтей. Была, например, серия "Партизаны-герои" – это были прекрасные рассказы, и каждый советский школьник знал и Зину Портнову, и Валю Котика, и многих других героев-партизан. То есть патриотическое чувство воспитывается с малого возраста. Причем не какими-то бравурными маршами, одноразовыми акциями, куда, как правило, вливают огромные деньги, которые, как правило, "распиливают" – а вот такими вещами.
Но сейчас-то этого нет. Где книжки для молодежи, которыми они бы зачитывались, которые бы определяли не только их самосознание, но и даже выбор будущей профессии?
– То есть это не служит популяризации исторических персон и познанию истории, как заявляют организаторы?
– Я думаю, что такие акции нужны только организаторам этих акций, а простым гражданам это все, по большому счету, неинтересно.
О какой популяризации они говорят? Какое познание? Надо дать адекватное количество часов на изучение истории в средней школе, а не 2-3 часа. Надо создать единый хороший учебник, надо готовить соответствующим образом педагогические кадры. И надо соответствующим образом снимать правдивые документальные и художественные фильмы.
У нас страна с такой богатой историей, а исторических фильмов – хороших, добротных, которые бы воспитывали любовь к стране, любовь к людям, к героическим личностям – их можно по пальцам одной руки пересчитать. Иногда появляется какое-то "кино с претензией", но по художественному и по идейному уровню это какие-то "подделки", которые не выдерживают конкуренции даже с обычным советским фильмом.
– А ограничение на 100 лет тут, наверное, неслучайно?
– Организаторы таким образом дали понять, что они осознают, что 80% населения страны назовут имена Сталина, Ленина и прочих советских деятелей. Это как красная тряпка для быка – для нынешних власть предержащих. Поэтому они их исключили.
Чем больше люди будут видеть несправедливость вокруг, видеть, что их элементарные человеческие и гражданские права нарушаются, чем больше люди будут нищать, чем больше они будут видеть вокруг себя этих толстосумов, которым плевать и на людей, и на свою Родину – тем больше они будут в качестве альтернативы вспоминать товарища Сталина, прежде всего, и товарища Ленина. Потому что бытие определяет сознание.
Это классовое сознание – от этого никуда не денешься. Люди будут вспоминать, что когда Иосиф Виссарионович Сталин умер, то после его смерти осталась пара брюк, пара кителей и чемоданчик с личными вещами. И все – больше ничего не было. Это человек, который, по сути дела, был властелином полмира. И ради чего он жил? Ради страны и ради людей. То же самое касается Ленина и других советских деятелей.
– Зато в конкурсе может оказаться Николай II…
– Ну да, потому что он до 1917 года правил, а сейчас уже 2018. Будет какой-нибудь "аэропорт имени Николая II", или "имени Александра III", "имени Александра II" – как на кладбище будем ходить. Куда ни плюнь – везде императоры, цари да князья.
Они под это все получают деньги, а потом будут потирать руки и смеяться. И "галочку" поставят! У нас сейчас любят "галочки" ставить – провели мероприятие. Надо же оправдывать как-то свое рабочее место – вот они "провели мероприятие".
В итоге будем ходить в "Домодедово имени Николая II" или, например, во "Внуково имени Бориса Годунова". Это же бред! Зато потом представят конкурс таким образом – вот, народ у нас кается. Ну да, будем говорить "прости нас, государь" и ходить везде лбами биться. Я понимаю, когда называли вокзал Николаевским – так он был построен во времена Николая, поэтому они и были два Николаевских вокзала – в Москве и Санкт-Петербурге.
– А что нужно, чтобы был действительно патриотический проект, с популяризацией истории?
– Надо активно поддерживать детское книгоиздание, причем не каких-нибудь "Поттеров", а именно понятные книги о нашей истории, о чем я говорил в начале. Это, кстати, хорошо понимали и в царской России, и в Советском Союзе, поэтому у нас было очень сильное и детское, и юношеское книгоиздание. Огромное количество журналов – причем и технического, и гуманитарного профиля. Куда это все делось?
Вот Российское историческое общество, Русское географическое общество и должно заниматься такими изданиями. Неважно, носил главный герой пионерский галстук или не носил, важно, что он уже школьником встал на защиту Отечества.
А это предложение по аэропортам не несет в себе никакого ни воспитательного, ни патриотического – никакого эффекта. У нас, к сожалению, сейчас все так – все наши начинания, связанные с так называемым "патриотическим воспитанием", выливаются в подобного рода "голосования" и "конкурсы" не самого высокого уровня.
И вместо того, чтобы работать, поднимать страну, строить заводы, фабрики и плотины – будем ходить и "каяться".