"Раскол – это результат предательства, экуменического курса РПЦ"
Раскол на Украине грозит обернуться захватами храмов и кровавыми расправами над православными верующими. Но некоторые эксперты справедливо указывают, что для РПЦ это все не должно стать неожиданностью, еще в 2014 году Филарет, сегодня практически уже освобожденный от анафемы, обещал, что лавры перейдут в собственность новой поместной церкви – тогда в беседе с журналистами на телевидении он говорил, что "украинские неонацисты стоят в низком старте и ждут отмашки".
Если и нужно было что-то предпринимать, то стоило бы сделать это еще четыре года назад, но тогда РПЦ была занята подготовкой Гаванской встречи с Папой Римским. Сегодняшние события – это расплата за предательское подписание экуменических документов? РПЦ же винит во всем Порошенко, Варфоломея и враждебно настроенные западные элиты, но никак не Ватикан. В наших СМИ появляются новости о том, что Католическая церковь откажется общаться с раскольническими формированиями на Украине, но на деле, оказывается, информация идет из неподтвержденных источников, каких-то "дипломатических кругов".
Эксперт в области религии и политики современной Европы, кандидат исторических наук, доцент МГИМО Ольга Четверикова в беседе с Накануне.RU ставит под сомнение подлинность этого "вброса" и напоминает, что Ватикан нам вовсе не друг, как пытаются показать в РПЦ, взять хотя бы тот факт, что Папа не признает присоединение Крыма к России. Надвигающуюся катастрофу раскола эксперт видит как итог деятельности РПЦ: "Мы давно говорили, что это все является результатом экуменического курса Московской патриархии, а все "валят" на Варфоломея".
– Ольга Николаевна, чем обернется раскол для РПЦ, что будет с храмами на территории Украины?
– Наша задача сейчас сосредоточить внимание на главном, потому что очень много идет информации, которая выглядит как нейролингвистическое программирование, нас концентрируют на Украине, на роли Варфоломея в церковной жизни Украины, а я думаю, что все наше внимание сейчас должно быть отдано тому, какой курс проводит Московская патриархия Русской православной церкви.
Все сегодняшние события – это результат предательства, экуменического курса, который ведет нынешнее руководство и который ярко проявился во встречах и подписаниях экуменических документов. По сути, на Гаванской встрече произошло подписание декларации с главным еретиком Папой Римским, который был назван "братом". И эта политика, которая фактически означала отход от православия, от святоотеческого наследия, она и привела к тому, что фактический авторитет Московской патриархии сегодня уже не играет какой-либо роли. Потому что этой политикой РПЦ вписалась в общеэкуменический курс, в общеглобалистскую игру по созданию единой антицеркви, в которой ведущую роль сегодня играет Папа Римский. В этом плане ни о какой самостоятельной линии уже речь идти не может. То есть Московская патриархия стала частью игры, игроком в глобальных процессах.
– У каждого своя роль в этом глобальном процессе, и у Константинополя?
– Да, у каждого игрока прописана своя роль. Своя роль и у Варфоломея Константинопольского, который должен фактически нанести смертельный удар по православию на Украине, своя роль у Ватикана, своя роль у администрации США. И, соответственно, в эту большую игру вписана сегодня Московская патриархия, поэтому, я еще раз хочу подчеркнуть, нет широкого обсуждения без выявления, без открытого признания того, что все происходящие события – это результат экуменического курса руководства Московской патриархии, все остальное бесполезно.
– На эти процессы сейчас никак повлиять нельзя?
– Нет, потому что они реализуются не стихийно, они реализуются с определенной воли и очень последовательно, по конкретному плану. И мы не знаем, какие сценарии они прописали, может быть, будут провоцировать столкновения, причем, это будут действительно кровавые столкновения, после которых, как мы понимаем, произойдет окончательный разрыв между малороссами и великороссами. Если раньше это был разрыв на политическом уровне, то теперь вражду хотят внести уже на уровень церковный. Церковная война приведет не только к идее, что мы два разных народа, хотя великороссы и малороссы – это один народ. Нас уже разделили на политическом уровне, сейчас хотят разделить уже на религиозном уровне. Такой сценарий есть.
– Кажется, именно этого и добивается Петр Порошенко?
– Дело тут даже не в тех, кто сидит на Украине, а в том, что происходит сегодня в нашей церкви, в руководстве которой стоят люди, которые разрушают православие – об этом мы должны говорить, а не уводить внимание в сторону.
– Для РПЦ тоже это все не должно стать неожиданностью, с 2014 года Филарет обещал, что лавры перейдут в собственность новой поместной церкви? По телевидению он говорил, что "украинские неонацисты стоят в низком старте и ждут отмашки". Если нужно было что-то предпринимать, то еще 4-5 лет назад, как вы думаете?
– Фактически, как мы знаем, с 2014 года шли активные переговоры по поводу Гаванской встречи, осуществлялись не просто контакты, а прописывалось, какие шаги будут предприняты для того, чтобы организовать эту встречу. Все то время, пока на Украине происходили кровавые события, у нас в церковных кругах шла подготовка к встрече с Папой Римским. Так что о какой непосредственной ответственности Варфоломея может идти речь, если мы видели, как все эти годы фактически Московская патриархия не просто устранялась, а занимала активную политику по восстановлению тесных контактов с главным врагом православия – Ватиканом?
– Причем, все сегодня, действительно, выглядит так, что решение об автокефалии целиком и полностью принадлежит одному Константинополю, а Ватикан ни при чем. Последние месяцы подготовки к сегодняшним событиям, казалось, Католическая церковь занята сугубо своими внутренними делами, Папа Римский встречался с выросшими детьми-жертвами насилия со стороны священников, Ватикан дистанцировался и никак не комментировал решение об автокефалии на Украине. Это что – такая стратегия?
– Это естественно, потому что это классическая иезуитская тактика, они действуют не открыто, они действуют не насилием, они действуют через проникновение и установление ментального контроля. Мы знаем, какую роль Ватикан играл в развитии событий на Украине, какую роль он играл, когда начинались эти кровавые события, фактически раскручивали этот механизм греко-католики, которые действовали в соответствии с инструкциями, написанными Ватиканом. А дальше, когда события все уже произошли, Ватикан стал проводить активную миротворческую линию, устанавливая тем самым свой контроль, а себя поставив в позицию арбитра.
– И этот арбитр вряд ли будет судить в нашу пользу?
– Ватикан, кстати говоря, об этом неоднократно говорил – не признает присоединение Крыма к России, официально рассматривает его как часть Украины и ведет там активную миссионерскую деятельность, фактически тайно курируя многие процессы. Показательно, что когда было заявлено о подготовке автокефалии, то апостольская нунциатура в Киеве промолчала по этому поводу, хотя сейчас появилась информация, что некий источник из дипломатической структуры заявил, что Ватикан не признает неканоническую церковь. На самом деле киевская нунциатура заявила, что такого заявления не было, и Ватикан ничего по этому поводу не говорил, хранит молчание.
Его роль – еще раз повторю – выступать в роли миротворца, чтобы "примирять" всех и таким образом на правах арбитра всех контролировать. Украину Ватикан рассматривает как свою каноническую территорию, а все остальное для него просто средства, которые позволяют вытеснить и устранить православие, занять эту нишу.
Патриарх Константинопольский Варфоломей и Папа Римский
– То есть здесь и экуменический Константинополь - только пешка в большой игре?
– Константинополь давно болен экуменизмом, конечно, уже очень давно. Еще в 1960-х годах Константинопольский патриархат подписал унию с Ватиканом, это была новая форма унии, в которой Папа Римский признается первым, и константинопольские патриархи давно заявляли, что если будет признан примат Константинополя в Православной церкви, тогда они открыто признают примат Папы Римского. Сейчас они признают это не открыто.
– И останавливать его никто не будет, так как и РПЦ тоже страдает экуменизмом?
– Да, конечно, если раньше, до Гаванской встречи, Ватикан использовал Константинопольский патриархат в качестве механизма вовлечения РПЦ в свою орбиту, а теперь, когда уже состоялась эта встреча, когда Папа Римский признан "братом", то Варфоломей в качестве посредника не нужен – поэтому сегодня его можно подвергать критике, он уже отыграл свою роль. Теперь уже прямой контакт есть, и очень показательно, что сейчас, когда эти события начались, глава ОВЦС Алфеев везде стал делать заявления о том, что главная миссия для них сегодня – вести совместную деятельность с католической церковью. Завершилась его поездка в Фатиму, сакральное место для католиков, где он молился католическим святым – очень показательно, главный враг православия, главное еретическое сообщество, как Святые отцы определяли католическую церковь – сегодня является главным союзником Московской патриархии.
Получается, кровавые события, которые уже происходят на Украине, и грядущие события – мы не знаем, чем это все закончится, – все это приписывается Варфоломею, хотя на самом деле Московская патриархия проводит ту же самую экуменическую политику, что и Варфоломей. Но цинизм ее сегодня стал очевиден в силу того, что мы знаем – Ватикан рассматривает Украину как свою территорию, и в этих условиях объявлять, что Католическая церковь является союзником – это, конечно, уже запредельные вещи.
Папа Римский и митрополит Иларион (Алфеев)