Россию ждет "мусорный передел" на триллионы
С 2019 года повысятся тарифы, начнется битва за "мусорную экономику"В стране в ближайшее время ожидается появление еще одной госкорпорации, размеры и финансовые потоки которой вполне себе могут поконкурировать когда-нибудь с такими "монстрами", как "Газпром" или РЖД. Во всем мире давно и упорно за рынок вывоза и переработки мусора идут серьезные схватки между различными игроками, отчего наша страна должна стать исключением из общего правила? Разумеется, со своей спецификой и особенностями развития госкорпораций в период пошатнувшейся было "вертикали", но борьба за российский рынок с триллионными оборотами и бюджетными вливаниями, безусловно, уже началась. Подробности – в материале Накануне.RU.
Вся минувшая неделя в России прошла не только на фоне продолжающегося "губернаторопада", процесса, который нагляднее всего демонстрирует масштаб и планку проблем на местах, но периодически приходивших новостей из федеральных министерств и ведомств, так или иначе связанных с переработкой мусора. Пожалуй, можно выделить сегодня две как никогда злободневные темы. Первая – переход российских регионов с 1 января на систему работы единого регоператора на территории, и вторая, связанная непосредственно с предыдущей – увеличение тарифа на уборку и утилизацию мусора для населения.
По данным заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Мурада Керимова, сейчас в 23 субъектах властями уже установлен размер предельного тарифа 50 регоператорам на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТКО). Информация, кстати, с официального сайта ведомства.
Чтобы обуздать аппетиты региональных игроков, Правительство выпустило постановление, согласно которому в 2019 году рост тарифов для населения в этой сфере на может превышать 4%. Главными проблемами в теме "мусорной реформы", на взгляд и федеральных, и местных чиновников, остаются отсутствие современных мощностей для переработки отходов (в ряде случаев – даже отсутствие нормальных полигонов для цивилизованного захоронения), отсутствие сопровождающей инфраструктуры, нерешенность транспортных проблем, криминализация сферы обращения с ТКО. Проще говоря, если сегодня все необходимое практически отсутствует даже в Московской области, где, вроде бы, есть и деньги, и сильные игроки, скажем, аффилированные с госкорпорацией "Ростех", то можно предположить, что творится на территориях, удаленных от столицы. Первой, но, видимо, далеко не последней проблемной "ласточкой" для регионалов стала ситуация с уборкой и вывозом мусора в Челябинске, о чем мы неоднократно писали.
В общем-то, нет сомнений, что "мусорный коллапс" челябинского образца может в ближайшее время повториться в любом субъекте России. Тем более если власти там вместо продуманной и планомерной работы вздумают наперегонки отчитаться о "завершении реформы".
"Эта реформа нужна для декриминализации и развития отрасли переработки отходов, создания современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, вовлечения населения страны в раздельный сбор отходов и бережное отношение к природным ресурсам", – заявил Керимов.
Деловые издания на днях сообщали о плане Минприроды по созданию единой управляющей компании в сфере обращения с отходами. Эта будущая госкорпорация, учредителем которой выступит, видимо, Правительство, станет распределять финансы от экологического сбора, заниматься покупкой активов в отрасли и финансировать отдельные проекты. По некоторым сведениям, указ о создании такого единого оператора уже подготовлен, сегодня проходят согласования в многочисленных профильных ведомствах, от Минфина и Минпромторга до собственно Минприроды и прочих. В августе об этом упомянул, правда, как-то вскользь, министр Дмитрий Кобылкин, создание госкорпорации якобы предусмотрено в рамках майского указа президента по разделу "Экология". Дело видится как бы решенным, с другой стороны, никаких подробностей и деталей пока нет.
Если вернуться к указам Владимира Путина, то из них следует масштабная программа преобразований, целью которой является переработка в России к 2024 г. 60% (!) всего объема ТКО, для чего необходимо возвести в стране лишь мощностей по переработке свыше 37 млн т в год. Для сравнения – сейчас перерабатывается менее 10% отходов из 70-миллионного (в тоннах) ежегодного объема, более 90% попросту вывозится на полигоны, а то и просто на несанкционированные свалки.
И еще несколько цифр из программ по разделу "Экология" от федеральных ведомств.
Всего в госбюджете на развитие отрасли и создание инфраструктуры по обращению с ТКО до 2024 г. предусмотрено выделение 104 млрд руб., 190 млрд руб. заложены как затраты региональных властей и бизнеса. При этом, по оценкам главы Минпромторга Дениса Мантурова, вообще на создание высокотехнологичной отрасли по переработке ТКО в России может потребоваться до 5 трлн руб.!
И пока неясно, каким образом чиновники различных московских ведомств намерены устранить расхождение в этих цифрах. Согласитесь, есть большая разница между сотнями миллиардов, которые тоже, к слову, еще только предстоит изыскать, и триллионами, которых нет ни у государства, ни у бизнеса.
Но, что действительно показалось нам самым любопытным во всех этих планах, включая создание единой госкомпании, это некая завеса секретности. Заключить это можно из того хотя бы факта, что пока даже депутаты Государственной думы, прямо занимающиеся вопросами охраны окружающей среды и экологии, не могут толком объяснить, что это за супер-госкомпанию намерено создать Правительство.
Один из собеседников в Госдуме, много лет имевший отношение к экологической повестке, прямо нам заявил, что ему "ничего неизвестно о таких планах". Председатель профильного комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в принципе подтвердил наличие таких планов и то, что он слышал о подобных намерениях. Но – и только.
"Да, были такие планы, по созданию единого оператора, который бы занимался в том числе распределением экологического сбора, оказывал бы различную поддержку региональным операторам. Но это все пока выглядит не очень определенно, вряд ли речь идет о создании какого-то монополиста на рынке. Наверное, такой оператор мог бы оказывать какую-то поддержку игрокам рынка на местах, поддержку, в том числе методическую, закрыть еще какие-то сферы. Но, повторяю, каких-то конкретных деталей я не видел, сложно поэтому говорить", – сказал он.
Также депутат поделился информацией об уже имеющихся производствах и площадках по переработке мусора в регионах, собранной в рамках работы профильного комитета. По его словам, на сегодняшний день даже существующие мощности перерабатывающих производств в России, а их немало, свыше 80 таких предприятий, сильно недозагружены. И трудится на этих предприятиях около 13 тыс. работников.
Бедственное положение дел он связывает с отсутствием в стране нормальной системы раздельного сбора мусора – бумаги и картона, стеклобоя, металла и т.д. Поэтому мусор сегодня в большинстве случаев выгодней просто захоранивать, а не перерабатывать. Между тем, известны примеры, когда некоторые страны настолько успешно справляются с этой проблемой, что вынуждены… экспортировать дополнительно мусор к себе. Для загрузки собственных производств и извлечения из мусора полезных фракций и элементов.
Остается добавить, что еще весной мы рассказывали о борьбе кремлевских кланов за Подмосковье и предстоящее избрание губернатора Московской области, им 9 сентября, как известно, стал все-таки "натерпевшийся" от "мусорных войн" Андрей Воробьев.
Результатом его переизбрания, видимо, были какие-то кулуарные договоренности, в том числе по разделу многосотмиллионного "мусорного" рынка Москвы и Подмосковья. Где из федеральных игроков зафиксированы не только "Ростех" могущественного Сергея Чемезова, но и, например, игроки федерального уровня, контролируемые сыном генпрокурора Игорем Чайкой. Его компания "Хартия", к слову, уже получила солидный куш и долю в вывозе-переработке мусора в ряде субъектов Центрального федерального округа.
В этом смысле нет сомнений, что контроль за кресло будущего главы "госкорпорации по мусору", тем более за объем полномочий этой структуры, финансовые потоки и прочее, может стать политологическим "хитом" осени 2018 года. Сама логика развития событий подталкивает к мысли, что ускорение процесс может получить сразу после января 2019 года, когда в отдельных регионах окажется проваленной программа реформирования мусорной отрасли. В самый раз будет появление на сцене госкомпании, которая примется решать все выявленные проблемы за счет новых тарифов. "Мусорная" тема может стать, как показывает практика, раздражителем похлеще "Платона" или даже пенсионной "реформы".