Правящий режим страхуется "Лидерами России" от потопления
Аналитики и эксперты уверены, что это последний срок Владимира Путина, а, значит, и элитам предстоит пройти серьезную трансформацию. Конечно, это не значит, что все они дружно встанут и уйдут вслед за президентом – очевидно, что они будут инкорпорироваться в систему управления и постепенно перенимать бразды управления. А это значит, что транзит власти должен быть поддержан "своими" людьми.
Для этого был запущен проект Сергея Кириенко, курирующего внутреннюю политику, под названием "Лидеры России". Идея проста – любой желающий подает заявку, и если он подходит под базовые лидерские требования, то попадает в команду к одному из наставников. И в прошлый раз, и в этот – около 90 наставников, которые, как пишут организаторы, являются "самыми успешными управленцами со всей России", "лидеры бизнеса или госуправления".
Учеников будут набирать такие кураторы, как: Алексей Анисимов, руководитель исполкома ОНФ, Антон Алиханов, губернатор Калининградской области, известный еще как Антон "по качану", Герман Греф, сам Сергей Кириенко, Павел Крашенинников, председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству, известный в прошлом "законом о шлепках", Алексей Кудрин, Андрей Белоусов, помощник президента по экономическим вопросам, Сергей Носов, до недавнего мэр Нижнего Тагила, а теперь губернатор Магаданской области, и даже Александр Сергеев, президент РАН, и многие другие.
Набившее оскомину слово "менеджеры", они же "манагеры", заменили на более понятное "управленцы", тем не менее, суть не поменялась – на выходе получается тот самый "эффективный манагер", которого устроят куда-нибудь в систему госуправления или госкорпорации. Примечательно, что из 103 победителей первой волны назначения получили только две трети – 71 человек. Остальные, вероятно, остались довольны образовательными грантами на 1 млн руб.
Тем не менее, на второй сезон конкурса "Лидеры России" уже поданы сотни заявок. И таких конкурсов будет еще очень и очень много, потому что начинается постепенный, но уверенный транзит власти и политического режима. "Лидеры России", по сути, станут не российскими лидерами, а лидерами (или, скорее, просто статистами?) правящего класса.
О том, почему власти так важен этот проект, и какие задачи возлагают на этих самых "лидеров России", в беседе с Накануне.RU рассказал политолог, директор Центра политологических исследований Финуниверситета Павел Салин.
– Павел Борисович, чем этот сезон "Лидеров России" отличается от прошлого? Вроде бы, доказали уже, что социальные "лифты" работают, какие задачи теперь?
– Видимо, у власти несколько иное целеполагание в отношении данного проекта, чем в отношении прежних похожих проектов. Анализируя действия, следует понимать, что власть сейчас действует в логике транзита политической системы – она понимает, что в ближайшие несколько лет будет меняться политическая система, причем изменения будут самые серьезные как минимум за последние 15 лет, а может быть, и за последние 25 лет. Но точно самые серьезные с начала 2000-х годов.
А значит, необходимо в том числе и кадровое обеспечение транзита политической системы. То есть метод транзита будет сопровождаться отчасти сменой политических поколений, а отчасти перемещением бенефициаров нынешней политической системы, которые хотят сохраниться в качестве таких бенефициаров, в несколько иной статус. А чтобы потом они не повторили судьбу своих "коллег по цеху" в конце 80-х, начале 90-х годов – когда часть советской номенклатуры во многом инициировала эти реформы, рассчитывала, что молодежь будет сохранять лояльность, а молодежь эту номенклатуру очень быстро подвинула – вот для этого как раз и создаются кадровые страховочные механизмы.
– То есть до этого конкурс преследовал имиджевые цели, а теперь – чисто политические, технические?
– Да, предыдущий этап конкурса "Лидеры России" в первую очередь преследовал цель продемонстрировать молодежи и другим слоям населения, что в России работают каналы вертикальной социальной мобильности, то есть там больше имиджевая сторона этого проекта волновала (это было в ходе избирательной кампании, нужно было мобилизовать молодежь).
А сейчас речь идет о том, что власть пытается создать пул молодых лояльных карьеристов, которые бы были инкорпорированы в существующую политическую систему и играли бы по правилам, не выходили бы за рамки, не попытались воспользоваться транзитом политсистемы, чтобы вытеснить за периферию ее нынешних бенефициаров.
– На прошлом этапе треть финалистов, судя по всему, так и не получила назначения в системы госуправления или госкорпорации – это неудача? Или это укладывается в рамки проекта?
– С точки зрения количественных показателей нельзя оценивать проект. Тут еще вопрос – какой горизонт прогноза – не факт, что 30 человек, которые не получили назначения, не получат их в перспективе года. Или, может быть, они пересмотрели свои жизненные ориентиры, или участвовали в этом конкурсе не с точки зрения занятия каких-то позиций, а просто, чтобы себя протестировать? Поэтому здесь только на количественные показатели ориентироваться не стоит.
И вопрос в том, что данный конкурс все-таки для того, чтобы создать страховку бенефициаров нынешней политической системы. Сто новых чиновников и даже тысяча новых чиновников, которые прошли через этот кадровый отбор – это мало, это верхушка айсберга. Поэтому этот конкурс, как я понимаю, и будет масштабироваться. Потому что время у власти есть, несмотря на все слухи о том, что в декабре начнется конституционная реформа. Вряд ли она начнется - если только не произойдет ничего непредвиденного.
– Одним из кураторов стал Алексей Анисимов, руководитель ОНФ – значит ли это, что организация таким образом встраивается постепенно в вертикаль внутренней политики, которую выстраивает Кириенко?
– Я бы так не сказал. ОНФ – это проект предшественника Кириенко, и когда Володин ушел в Госдуму, встал вопрос, что будет дальше с ОНФ – вот он пытается найти себе какие-то новые ниши, в том числе и эту. Нельзя говорить, что он как какой-то неформальный или частично формализованный институт встраивается в вертикаль внутренней политики.
Понятно, что ОНФ – это структура лоялистская, которая ориентируется, прежде всего, на сигналы со стороны власти, и ждет того, что власть ей укажет – где, в каких проектах она может поучаствовать. Вот здесь, пожалуйста – один из проектов, в которых ОНФ может поучаствовать. Кириенко берет от ОНФ те части с точки зрения функционала, которые ему нужны в данный момент. Только и всего.
– А что можно сказать про Сергеева, президента РАН? Академия наук – это ведь не про "эффективное управление" все-таки? Или таким образом формируется страховочный кадровый резерв и в науке?
– Да, этот проект ведь ориентирован на различные сферы деятельности. Прежде всего, конечно, на государственное управление, но следует понимать, что сам зонтичный бренд – "Россия – страна возможностей" – он же ориентирован на то, чтобы молодежь продвигать и в другие сферы.
"Лидеры России" ориентирован больше на госуправление, а "Россия – страна возможностей" – там и НКО, и наука, и прочее. Поэтому, если бы среди наставников 30% были представителями РАН или науки вообще, возник бы вопрос. Ну, а сколько там наставников вообще? Если один из РАН – почему нет?
– И все-таки "Лидеры России" должны как-то оправдывать свое название? Вот мы наблюдаем выборы со вторыми турами и перевыборами в четырех регионах – там неправильные "лидеры", эти, новые, их заменят? Или проект электоральную составляющую не подразумевает?
– Я думаю, что расчет делается, прежде всего, на генерацию лидеров, которые не осуществляют деятельность в рамках электоральных процедур. Условно говоря, не будущие губернаторы, а будущие чиновники – это не означает, что это должны быть непубличные люди, наоборот – требования, которые сейчас к так называемым технократам предъявляются – как раз умение поддерживать публичный статус вне зависимости от того, ты электоральный политик или не электоральный.
А то, что такие проблемы возникли у определенных представителей "Единой России" – вопрос в том, что барахлит вся система.
А эти молодые технократы, вне зависимости от того, проходили они через этот конкурс или нет, пока ведут себя как часть системы. Поэтому, если у населения возникает отторжение системы, а нынешнее осеннее голосование – это как раз отторжение политической системы в части регионов – то и возникают определенные проблемы и у винтиков этой системы, которыми являются молодые технократы.
То есть здесь проблема не в том, что отдельные губернаторы или кандидаты не доработали, проблема в том, что часть населения, не вербализуя это, отторгает именно систему. Вот в этом как раз вся основная проблема для власти и заключается, в том числе и с точки зрения кадровой.
– Значит, и на "молодых лояльных карьеристов", на этих "Лидеров России", это недовольство тоже распространится?
– Так вопрос в том, что некоторые представители системы из молодых, которые с этой системой ещё не до конца связаны, не до конца в неё инкорпорированы, они, почувствовав, что система сдаёт, могут попытаться начать вести свою собственную игру.
Как было в Советском Союзе, когда верхушка тонула с кораблём до конца – она отчасти не понимала, отчасти не могла поступиться принципами. Это касалось верхушки советского руководства и значительной части среднего звена. А нижнее звено, которое должно было быть лоялистами, условно говоря "комсомольцы", они-то как раз в кризисный момент против этой системы и выступили, а вот эти участники и победители конкурса "Лидеры России" – это как раз фактически новые "комсомольцы". Вопрос в том, как они поведут себя в том случае, если кризис системы будет усугубляться. Не начнут ли они играть против системы, думая, что таким образом они смогут получить больше бонусов?
Определённые подобные моменты уже наблюдаются. Правда, не на уровне участников проекта "Лидеры России", но все равно – тот же Железняк, когда формально сложил с себя полномочия, он через "Фейсбук" заявил, что причина его отставки — это несогласие с пенсионной "реформой". Это вообще-то такой частный случай, когда элемент системы начинает публично выступать против политики этой системы. Не явный вызов, но всё-таки заявление само по себе симптоматично. Хотя пока и единично.
– А перед властью уже стоят какие-то очевидные вызовы?
– Власть думает, что перед политсистемой стоят серьёзные вызовы, потому что, если бы можно было и дальше по инерции всё продолжать, не было бы и подобных конкурсов, не было бы вообще идеи конституционной реформы и транзита политической системы. Всё продолжалось бы так и дальше, продвигали бы идею консерватизма и прочего, какую власть продвигала в 2012-2013 годах, когда ситуация казалась не столь кризисной.