Губернатор Дубровский идет на второй срок. Знает ли Москва?
Регион готовится к ШОС и БРИКС, но пока разбирается с мусоромНа Южном Урале стартовала избирательная кампания по выборам губернатора, результаты которой жители узнают в сентябре 2019 года. Особенность нынешнего момента – старт кампании дал действующий глава Челябинской области Борис Дубровский, который прямо обозначил свои планы на переизбрание. Одновременно Челябинск наводнила газета с прогубернаторским контентом, в которой обозначены достижения и успехи и намечены контуры будущей работы главы региона. Есть и другие сигналы из администрации Дубровского на улице Цвиллинга, например, о присутствии некой таинственной группы политтехнологов, которые начали работу над имиджем первого лица. Подробности – в материале Накануне.RU.
22 октября на федеральной ленте ТАСС вышло большое интервью Бориса Дубровского, где прямым текстом обозначены его планы на ближайшие годы.
Согласно его заявлению, он не собирается в отставку, а получив поддержку Кремля (то есть первого лица в государстве и, соответственно, его администрации, – прим.), примет участие в сентябрьских выборах будущего года. Одна из значимых причин для Дубровского, который сам назвал себя "состоявшимся человеком" на предшествующей работе генерального директора ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) – планы по проведению в Челябинске в 2020 году саммитов ШОС и БРИКС с участием высоких гостей.
"В этом смысле проведение саммитов служит дополнительной мотивацией претендовать на следующий срок. Но последнее слово за людьми. Важно, как они оценят то, что сделано нашей командой, доверят ли руководство регионом вновь", – приводит цитату Дубровского агентство.
При этом Борис Дубровский пока очень и очень обтекаемо говорит о собственном выдвижении и поддержке, которую то ли окажут в Москве, то ли нет. В последнем варианте губернатор поясняет, что, как "член команды" (надо понимать – Владимира Путина, который и назначал его врио губернатора в январе 2014 года), если решение по его отставке будет принято, то он сразу уйдет. Однозначного решения в Москве, в Администрации президента, очевидно, пока нет, и это создает дополнительную интригу на предстоящих выборах. Тем более в свете состоявшихся отставок-назначений нынешней осени, которые, безусловно, будут продолжены, о чем мы писали.
Но если в Москве решения не принято, то в команде самого Дубровского уже начали действовать. В выходные в Челябинске вышел тираж газеты, целиком посвященный достижениям и успехам как губернатора, так и его подчиненных. Ранее областной центр оказался заставленным билбордами с опять же перечислением успехов и лично достижений губернатора (на снимке).
В данном случае – по реконструкции и благоустройству дворов города. Недавно губернатор выступил с речью перед активом движения "За возрождение Урала" (ЗВУ), традиционно лояльного любому первому лицу области, так было при покойном Петре Сумине, то же самое повторилось при ныне скрывающемся за границей Михаиле Юревиче, сейчас поддержку получает Борис Дубровский. Кстати, и упомянутое печатное издание, сделанное в лучших традициях предвыборных СМИ, изготовлено как раз журналистами из ЗВУ.
Что касается подготовки саммитов ШОС и БРИКС, то пока из реальных достижений действующей команды можно было бы записать в "плюс" лишь начавшуюся реконструкцию аэропорта Челябинска, однако, новый терминал возводит все-таки частная компания "Новапорт", реконструкция собственно аэродромной инфраструктуры ведется на федеральные средства. Успехом здесь можно обозначить лишь лоббизм, с другой стороны, федералы, которые не раз заявляли на разных уровнях о планах проведения саммитов в Челябинске, по понятным причинам не могли не дать денег. То же самое, кстати, смело можно сказать и о намеченной реконструкции некоторых культурных объектов, в частности, Театра оперы и балета.
С другими объектами пока сложнее. Три года минуло (с 2015 года) под убаюкивающие разговоры об "инвесторах", которые понастроят в Челябинске к саммитам первоклассные гостиницы, конгресс-холлы и прочие чудеса. По факту все, что ни шатко ни валко сейчас строится, финансируются из областного бюджета, а доля частных инвестиций стремится к нулю. И тот же конгресс-холл над Миассом будет возведен (если, конечно, вообще будет построен) исключительно на бюджетные 9 млрд руб., плюс гарантии областного правительства еще на 1 млрд руб. для достройки частного бизнес-центра Алексея Наговицына. Успеет ли Наговицын достроить и сдать объект в срок – тоже вопрос.
Областные власти вынашивают и другие амбициозные планы. Но, к примеру, инициатива южноуральского правительства по постройке высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Челябинском и Екатеринбургом пока реальных очертаний не имеет. Напомним, что даже участок ВСМ между Москвой и Казанью на сегодняшний день отложен Правительством России до лучших времен, а ведь интерес и продвижение "казанской" магистрали напрямую были связаны с проведением Чемпионата мира по футболу. Не исключено, что ВСМ Челябинск – Екатеринбург в ближайшее время ждет судьба широко разрекламированного в свое время прежним губернатором Юревичем "Южноуральского логистического центра". Единственным плюсом в том проекте, напомним, по мнению эксперта по транспорту и логистики Якова Гуревича, было… "отсутствие областных денег, по крайней мере, в серьезном объеме, а вот частников, вложивших капиталы, жалко".
Наконец, явно не на пользу губернатору Борису Дубровскому и не на руку членам его команды играют последние громкие скандалы, связанные с областью. С середины сентября в Челябинске разразился масштабный мусорный коллапс, последствия которого все еще в полной мере не преодолены, а самое печальное – вполне могут быть, так сказать, лишь началом более масштабных кризисных явлений. Говорить вновь о причинах и недоработках не будем, все изложено здесь. Вместе с тем, задача, поставленная областными властями, известна – опять же, к саммитам ШОС и БРИКС закрыть зловонную городскую свалку (что уже сделано), перенаправить мусорные потоки на другие площадки и навести порядок в этой сфере.
Как ни странно, ситуация с мусором на какое-то время позволила челябинскому губернатору и команде получить передышку с темами загрязнения воздуха промышленными гигантами, строительством Томинского ГОКа, дольщиками, которым в свое время звонил лично Владимир Путин, дорогами и другими проблемами. Но тут ключевое слово как раз на "какое-то время": все перечисленное никуда не делось и в любой момент может всплыть снова в повестке.
Издание и выпуск специальной газеты повышенным тиражом однозначно можно рассматривать для действующего губернатора как старт предвыборной кампании, считает представитель "Агентства политических и экономических коммуникаций" (АПЭК) Андрей Лавров. Но политолог обращает внимание еще на одну важную, по его мнению, деталь.
"В последнее время в связи с известными событиями повысилась в целом турбулентность в политической системе в целом в России, что связывается напрямую с той же пенсионной реформой, санкциями и еще некоторыми факторами. Распространение информации через собственное издание о работе исполнительной власти в Челябинской области, о целях и достижениях, о планах в этом смысле – разумный и своевременный шаг. Тем более с прицелом на будущие выборы", – замечает Лавров.
С тем, что Дубровский в той или иной форме начал избирательную кампанию за собственное переизбрание, согласен и политолог Александр Мельников. По его мнению, ходом избирательной кампании, видимо, будет "рулить" первый заместитель Евгений Редин, магнитогорец, давний и преданный соратник губернатора. Прогноз, что и говорить, правдоподобный и заслуживающий внимания.
Свою работу Редин, очевидно, вынужден будет координировать с руководителем аппарата и администрации Евгением Голицыным. Не исключен, по нашему мнению, и вариант временного подчинения последнего Редину.
Тем удивительнее то обстоятельство, что сразу несколько наших источников в правительственных кругах в последнее время говорят о присутствии в коридорах администрации Челябинской области на улице Цвиллинга, 27 группы столичных политтехнологов. Которые напрямую якобы контактируют с самим Дубровским, или с тем же Рединым. Некоторые называют все последние публичные мероприятия губернатора вроде упомянутого выступления на "правительственном часе" и тем более выпуск предвыборной газеты именно деятельностью этих самых таинственных "москвичей".
"Работа по замерам рейтинга, возможности его корректировки велась и ведется", – говорит Андрей Лавров. О работе московских пиарщиков и политтехнологов, впрочем, оба собеседника отказались говорить что-либо конкретное.
О тревожности ситуации у Дубровского с перспективами на переизбрание однозначно высказывается политолог Александр Подопригора. Прежде всего он обращает внимание на скандальную ситуацию с южноуральским избиркомом, которым несколько последних лет руководит выходец из Магнитогорска Сергей Обертас.
Напомним, что правоохранители заинтересовались крупными премиями, которые выписало себе руководство облизбиркома за непонятные "подвиги" на ниве выборных кампаний. "Я что-то не припомню, чтобы силовики проявляли интерес, да еще по такому странному поводу, к работе избирательной комиссии где бы то ни было в России", – замечает Подопригора. И добавляет, что это – однозначный стоп-сигнал для губернатора на повторное выдвижение. Есть еще и "фактор антимонопольщиков" – Накануне.RU рассказывало, что Федеральная антимонопольная служба РФ перенесла на середину ноября рассмотрение дела о возможном сговоре между губернатором Южного Урала и руководством компании "Южуралмост". Дело, опять же, по всем канонам выходящее из череды обычных разбирательств – все-таки главное должностное лицо в губернии подозревается в совершении серьезного правонарушения. Просто-таки прямая отсылка к судьбе предшественника Михаила Юревича, которому силовики в результате долгих поисков также "подыскали" "дорожное дело" на несколько миллиардов рублей.
Подводя итог вышесказанному, следует, наверное, оговориться, что судьба кресла южноуральского губернатора должна разрешиться буквально в ближайшие дни. С одной стороны, Борис Дубровский буквально в выходные на равных участвовал с главами прочих российских регионов в президентском визите в Узбекистан, подписаны, как обычно бывает в таких случаях, бумаги о развитии сотрудничества. С другой стороны, скорее всего, Владимир Путин не приедет в Челябинск на пуск нового производства на "Конаре" 24 октября, чего вообще-то ждали. Однако, повторимся, еще до этого срока все может очень быстро измениться, по крайней мере, логика последних ротаций диктует именно быстрый темп развития событий.