За поддержку в украинском вопросе папе римскому обещают визит в Москву?
"Министр иностранных дел" РПЦ после визита в Ватикан заявил, что возможно неслыханное19 октября в Ватикане состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона с папой римским Франциском. Как сообщается на сайте ОВЦС, особое внимание было уделено церковной ситуации на Украине. Митрополит изложил позицию Москвы и передал Франциску текст заявления, принятого на заседании Священного Синода РПЦ, о разрыве с Константинопольским патриархатом. Эта встреча ставит ряд вопросов и позволяет предположить, что РПЦ ищет поддержки Ватикана в украинском вопросе, предлагая в обмен римскому папе осуществить свою давнюю цель – приехать в Москву.
Накануне встречи с папой-иезуитом митрополит Иларион встретился с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом. Председатель ОВЦС заявил, что РПЦ вынуждена приостановить участие в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между римско-католической церковью и Православной церковью. Тем не менее, подчеркнул митрополит, двусторонние отношения между РПЦ и Ватиканом будут развиваться и дальше.
Кох отметил, что Ватикан не комментирует разрыв отношений между РПЦ и Константинопольским патриархатом, считая его внутриправославным спором, но сожалеет из-за того, что это приостановит "экуменический диалог" с Ватиканом.
Ранее ТАСС распространил заявление некоего источника в Ватикане о том, что там "категорически не вмешиваются в дела православия, но уже ясно, что с той церковью, которую признает Варфоломей, "святой престол" в контакт вступать не будет". Это произошло на следующий день после решения Фанара о признании раскольников (Фанар – квартал Стамбула, где расположена резиденция Варфоломея). Таким образом, Москве был послан сигнал, что с Ватиканом можно разговаривать на предмет поддержки в украинском вопросе. То есть исходная позиция была занята грамотно – мы не признаем, но и не будем вмешиваться. О чем-то большем нужно разговаривать отдельно.
Уже через шесть дней Иларион прибыл на Генеральную ассамблею Синода епископов католической церкви и обратился к ее участникам с речью, в которой очень тепло отозвался о совместной работе с католиками и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.
А через день "в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности", как говорится в сообщении ОВЦС, состоялась встреча с Франциском, после которой Иларион признал, что папа может приехать в Москву, но когда – сказать пока невозможно.
"Отношения между Православной церковью и Католической церковью развивались в течение почти тысячи лет в достаточно сложном контексте. Эти сложности постепенно преодолеваются, но преодолены они еще не вполне. В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших церквей и миром в наших церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа", – сказал он.
То есть председатель ОВЦС поставил перед фактом – приезд папы римского будет, нужно только преодолеть "предубеждения", над чем наверху работают. Причем не имея на это общецерковного мандата. Не исключено, что эта возможность обещана папе в обмен на поддержку в украинском вопросе.
Отметим, что приезд папы римского в Москву – это еще больший скандал, чем встреча с патриархом Кириллом. Папа рассматривает себя как главу всего христианского мира, которому все должны подчиняться. Это именно та церковная ересь, которую провозгласил Варфоломей применительно к православному миру и подкрепил ее агрессивными действиями. Почему же с Константинопольским патриархатом отношения разорваны, а с Ватиканом они очень тесные? Разница лишь в том, что Варфоломей это провозгласил недавно, а Ватикан живет с этим тысячу лет и к этому все привыкли.
РПЦ объявила Вафоломея раскольником, но в отношениях с Ватиканом, как ранее заявлял митрополит Иларион, введен мораторий на использование слов "еретики" и "раскольники". Почему? На этот вопрос вряд ли может быть дан вразумительный ответ. Очевидно, речь идет о религиозной политике, но она весьма сомнительна. Помимо того, что "экуменический диалог" с Ватиканом ведется без общецерковного согласия, невозможно игнорировать тот факт, что именно Ватикан исторически приложил руку к созданию на землях нынешней Украины врагов православия – униатов.
Напомним, что Брестская уния была заключена в 1596 году рядом епископов Киевской митрополии о переходе в подчинение Риму. Тогда это была территория Речи Посполитой (примерно нынешняя Украина минус историческая Новороссия от Харькова до Одессы), где таким образом был совершен насильственный перевод православных епархий в римо-католицизм. Это привело к расколу, но власть открыто поддерживала униатство и гонения на православных. Униаты стали новой религиозной реальностью на землях нынешней Западной Украины. Не секрет, что они были одной из ударных сил "евромайдана". Это римо-католики, но в православной скорлупе, восточного (греческого) обряда, откуда и название – греко-католики.
На Украине сейчас затевается новая "Брестская уния". Создаваемая организация только по названию будет "православной церковью", а на самом деле считает каноническую Церковь злейшим врагом, против которой и создается, как против "агента Москвы". Новая религиозная организация будет почти что государственной, и уже ясно, что без благоволения ей невозможно будет рассчитывать на карьерные перспективы. Перед нами – новая форма унии, только не конкретно с Ватиканом, а с Западом в целом. И распространяется она уже на всю Украину.
В этих условиях выглядит странным, что для помощи по Украине РПЦ, а может быть, и российское руководство, ищут поддержки против одних раскольников у других. Главной задачей России является защита интересов русских, русскоязычных, православных на Украине, но не путем сомнительного "экуменического диалога". Он уже привел к тому, что Россия оказалась перед реальной угрозой духовной потери Украины. Это все тот же вопрос: что важнее – отстаивать свои интересы ценой конфронтации с Западом или искать его расположения с перспективой сдачи позиций?
Встреча патриарха Кирилла с папой в 2016 году была связана, как заявлялось, с гонениями на христиан на Ближнем Востоке. Неужели теперь понадобится принимать папу-иезуита в Москве, чтобы обсуждать уже гонения на православных на Украине?