ФАС заступилась за беднеющие регионы
Отсутствие финансовых ресурсов усиливает "экономический сепаратизм" в регионах – тенденцию к созданию новых заградительных барьеров для продукции из других субъектов, заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Проблему можно решить путем предоставления большей финансовой самостоятельности регионам, считает он. Правительство идет по обратному пути: своими решениями власти отменяют региональные налоги, не предоставляя соразмерной компенсации через субсидии, которые в реальном выражении сокращаются. В 2019 г. в субъекты спустят новый "майский указ" и рождённые им нацпроекты. Решать проблему Мифнин предлагает губернаторам самостоятельно, через увеличение количества платных дорог и парковок и оплату проектов за счет населения.
Артемьев уже не раз критиковал действующую экономическую политику, в том числе, в отношении бюджетов регионов. В письме к заседанию Госовета по развитию конкуренции ФАС указывала на то, что заинтересованность территорий в политике протекционизма по отношению к местным производителям объясняется, в первую очередь, невозможностью пополнить региональные и местные бюджеты, но это ухудшает бизнес-среду. Однако требовать конкурентного поведения без предоставления субъектам возможности зарабатывать нельзя, сказал Артемьев в интервью РБК.
"Если мы не вернемся сейчас к истокам нашей конституции и не дадим регионам определенный финансовый ресурс, возможность заработка и возможность принятия самостоятельных решений, я уж не говорю о местном самоуправлении, если мы по-прежнему считаем, что одно сердце должно накачать кровью всю страну, то мы совершаем колоссальную ошибку. У нас тысячи сердец по стране – это органы местного самоуправления и наши регионы, и они должны иметь свой ресурс. И тогда от них можно требовать уже конкурентного поведения и всего остального".
Споры о недофинансировании регионов разгораются с новой силой в период верстки федерального бюджета: новый финансовый год традиционно приносит субъектам новые полномочия и выпадающие доходы. Объемы межбюджетных трансфертов в проекте федерального бюджета на 2019 г. ко второму чтению увеличены на 177 млрд руб., сообщала на заседании комиссии Совета Федерации директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Лариса Ерошкина. Общий объем поддержки субъектам РФ на 2019 г. составит 2,27 трлн руб. Размер трансфертов увеличен, в том числе, из-за появления нацпроектов. По оценкам Счетной палаты, за шесть лет из региональных бюджетов на приоритетные программы потребуется выделить 4,4 трлн руб., в проекте первого чтения на эти цели в 2019 г. заложено 400 млрд руб. Министр финансов Антон Силуанов подчеркивал, что уровень задействования региональных ресурсов – порядка 5%. Такое софинансирование под силу бюджетам регионов, которые уже "оздоравливаются", настаивал министр:
"Мы видим, что в целом региональные бюджеты оздоравливаются, и в текущем году мы видим снижение госдолга субъектов, в первую очередь коммерческого: общий объём долга теперь составляет 2,1 трлн руб. (2,3 трлн руб. полтора года назад) – несмотря на рост объёмов бюджетов, долг в номинальном выражении снижается, и как доля к объёмам доходов он тоже снижается, это говорит о том, что мы постепенно начинаем решать эту сложную для субъектов РФ проблему".
Депутаты же высказывали сомнения относительно возможностей субъектов самостоятельно реализовать национальный проект у себя в регионах. По подсчетам парламентариев, более 77 переданных федерацией полномочий все ещё остаются без источников. Вместе с тем методика выравнивания и перераспределения средств между регионами не стимулирует передовиков и порождает новых иждивенцев.
Вместе с тем, налоговые новации, вступающие в силу с 2019 г., уменьшают региональную налоговую базу. Так, с 1 января 2019 г. отменяется налог на движимое имущество организаций, решение приведет к выпадающим доходам в бюджетах субъектов. Их полной компенсации в проекте казны на три года нет, отмечала спикер Совфеда Валентина Матвиенко: "Те меры, которые сейчас предлагаются – повышенные доходы от акцизов, отдельные субвенции, другие формы поддержки регионов – всё‑таки пока не компенсируют полностью выпадающие доходы".
Мифнин предложил методы борьбы с дефицитом региональных бюджетов. В методических рекомендациях по повышению доходной базы отмечено, что субъектам необходимо повысить собираемость налогов и сборов:
"В число последних входят легализация трудовых отношений с иностранцами, выявление случаев сдачи квартир в аренду без уплаты НДФЛ, мониторинг финансового состояния крупных предприятий, приватизация и коммерциализация непрофильных государственных и муниципальных активов, проведение комплексных кадастровых работ, повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона и муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов, комплекс мер по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий".
Кроме того, Минфин предлагает усилить борьбу с теневым сектором экономики, бизнес нужно завлекать в легальное поле "информационными кампаниями" и упрощенной легализацией с созданием комфортных условий для бизнеса. Вместе с тем несколькими пунктами ниже чиновники финансового блока рекомендуют повысить ставки транспортного налога.
Часть статей расходов бюджета могут профинансировать жители, считают в Минфине: "рекомендовано внедрение передового опыта других регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет инициативных платежей граждан в порядке инициативного бюджетирования". Также речь ведется о расширении перечня платных услуг для жителей – парковок, платных автодорог.
Таким образом, вся суть рекомендаций сводится к поиску регионами внутренних ресурсов для увеличения доходов и улучшения инвестиционного климата (консультативная и финансовая поддержка бизнеса). Каких-либо планов по передаче федеральных налогов и сборов на региональный уровень – тот самый финансовый ресурс, о котором говорит глава ФАС Артемьем, – ведомство не озвучивает.
Региональный протекционизм, который вызывает недовольство ФАС, существовал и в тучные годы, когда доходы регионов были на 2% ВВП выше, чем сейчас, отмечает директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. Однако объективные проблемы с достаточностью доходных полномочий в субъектах есть, говорит экономист, но решить их через передачу федеральных налогов невозможно.
"Доходы регионов снизились до 12% ВВП, в то время, как в 2006-2007 гг. сумма составляла 14-15% валового продукта. С тех пор вышли "майские указы" прошлого политического цикла и новый указ, который требует финансовых ресурсов. Как раз во время реализации прошлого пакета указов доходы регионов снизились до сегодняшнего уровня, прежде всего, из-за сокращения налога на прибыль, одновременно в реальном выражении сократились трансферты из федерального бюджета. Поэтому в регионах действительно сложная ситуация, но в рамках действующей налоговой системы невозможно передать регионам новые налоги, не увеличив дифференциацию бюджетной обеспеченности субъектов. Это еще одна проблема, помимо общей нехватки денег в субъектах, такой дифференциации нет ни в одной другой федеративной стране мира", – рассказал он Накануне.RU.
Напомним, решить проблему кабмин предлагал за счет перераспределения части доходов богатых регионов в пользу бедных. Однако подобная "уравниловка" ликвидирует все стимулы для развития как у доноров, так и у дотационных субъектов. По этой же причине на паузу поставлен проект "модельного бюджета" – он уравнивал расходы регионов и межбюджетные трансферты. Схема используется в отдельных субъектах.
"Можно зафиксировать статус-кво и сказать, что будем жить, как сейчас. Но проблемы у нас возникают из-за того, что на федеральном уровне принимаются решения – указы президента, постановления Правительства, которые приводят к увеличению расходов региональных бюджетов. В нормальной ситуации за этим должен следовать другой закон, который дает федеральное финансирование новых расходных обязательств. Этой системы у нас нет совсем, если почитать ФЭО любого федерального закона, подразумевающего увеличение расходов регионального бюджета, то там написано, что принятие решения не приводит к росту расходов федерального бюджета. Словно, кроме него, других бюджетов нет. Что-то федерация дает в виде трансфертов, но они покрывают далеко не 100% увеличения расходов", – рассказал Дерюгин.
Отметим, что Счетная палата в своем заключении указала, что для исполнения "майского указа" межбюджетные трансферты должны вырасти до 1,8% ВВП – уровня 2008 г. В проекте бюджета, напротив, заложено их сокращение до 1,2% ВВП.
Дополнительный финансовый инструмент в виде дополнительных налогов регионы в обозримом будущем не получат, уверен доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, так как Правительство намерено сохранить действующую налоговую систему, как минимум, на срок реализации нацпроектов – до 2024 г. Вместе с тем долги отдельных субъектов из-за растущего дисбаланса увеличились настолько, что регионы не смогут по ним расплатиться без глобальных изменений бюджетной системы, рассказал он Накануне.RU.
"Регионы перегружены расходными обязательствами, достаточных доходных источников нет. В этой связи понятно и очевидно желание тех или иных политиков и экспертов повысить доходный потенциал субъектов, но процесс в последние годы шел в обратном направлении. Первоначальное распределение полномочий между уровнями бюджетной системы, принятое в 2003-2004 г., менялось в сторону увеличения бремени регионов и муниципалитетов. Перечень финансовых полномочий субъектов за минувшие годы увеличился с более 40 до 110, аналогичным был рост полномочий муниципальных образований. Нагрузка не снижалась, а увеличивалась. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета этот дисбаланс не снимают, из-за этого мы видели быстрый рост госдолга регионов в 2013-2015 гг. – он увеличился в два раза и остается довольно высоким", – отметил Владимир Климанов.
Дополнительные проблемы у субъектов могут возникнуть в 2019 г., добавляет экономист: повышение федерального НДС приведет к сокращению поступлений регионального налога на прибыль.
Артемьев – лояльный власти чиновник, хотя и является выходцем из "Яблока", говорит политолог Константин Калачёв. Своими заявлениями он стремился не столько открыто раскритиковать режим, сколько вынести на федеральный уровень существующую проблему, уверен эксперт. Об этом же до главы ФАС на федеральных совещаниях докладывали сами губернаторы.
"Очевидно, что говорить о развитии конкуренции между регионами затруднительно: чем больше регион зарабатывает, тем меньше у него мотивации к этому. Есть понимание. что системные проблемы нужно решать системно. Можно прощать регионам долги время от времени, но без системных перемен они опять будут копиться. Можно лишать регионы стимулов для развития – отнимать доходы у Сахалина, но тогда у субъектов не будет смысла наращивать доходы. Артемьев выступает с позиции здравого смысла. Дискуссия по поводу того, что нужно сделать для усиления конкуренции между регионами, неизбежна. Субъектам либо нужно давать возможности зарабатывать, либо работать по-старому и распределять все наверху. Но по-старому уже не получается, и на существующие вызовы и угрозы пора реагировать", – отметил в беседе с Накануне.RU Константин Калачёв.